САТЭП / Секция СЦБ / «СЦБ И КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА ПРОМЫШЛЕННОМ ТРАНСПОРТЕ" 2011
«СЦБ и компьютерные технологии на промышленном транспорте» 2008
2008 г

Утверждаю:
Президент ассоциации
«Укрведтранс»

п/п В.П.Гончаренко

06. 10.2008 г.


РЕШЕНИЕ СЕКЦИИ №4
«СЦБ И КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
НА ПРОМЫШЛЕННОМ ТРАНСПОРТЕ»
АССОЦИАЦИИ «УКРВЕДТРАНС» от 27.09.2008 г.

Работа секции «СЦБ и компьютерные технологии на промышленном транспорте» ассоциации «Укрведтранс» проводилась в рамках Международной конференции «Перспективные компьютерные, управляющие и телекоммуникационные системы для железнодорожного транспорта Украины» проводимой в г.Алушта в период с 23.09 по 27.09.08 г.

На заседаниях секции присутствовали:
1.Председатель секции - Кустов Виктор Федорович – профессор Украинской государственной академии железнодорожного транспорта.
2.Ответственный секретарь секции - Струковский Юрий Поликарпович – главный специалист ассоциации «Укрведтранс».
Члены секции:
3.Баранников Николай Гаврилович - главный инженер–зам. начальника УЖДТ ОАО "Алчевский металлургический комбинат".
4.Галян Николай Константинович - начальник службы СЦБ ЖДЦ ЗАО «Донецксталь» -металлургический завод».
5.Кирик Сергей Петрович - зам. начальника ЖДЦ №5 ОАО “АрселорМиттал Кривой Рог “ (за Евдокименко Геннадия Николаевича).
6.Ермолов Юрий Константинович - зам. начальника цеха автоматики, телемеханики и элетрофикации УЖДТ ОАО «Металлургический комбинат «Азовсталь».
7.Староверцев Александр Николаевич - начальник службы СЦБ УЖДТ ОАО “Запорожсталь».
8.Колесник Анатолий Игнатьевич – начальник отдела связи и СЦБ государственного предприятия «Украинский институт по проектированию металлургических заводов» (ГП «Укргипромез»).

В работе секции также участвовали:
9.Мельниченко Г.Б. - начальник службы сигнализации, связи и электрификации УЖДТ “ОАО "Мариупольский меткомбинат им. Ильича"
10.Евтушенко Николай Петрович – старший электромеханик службы СЦБ УЖДТ ЗАО «Донецксталь» - металлургический завод»
11.Денисенко Виктор Иванович – директор строительно-монтажной организации ООО «Технологические системы», выполняющей строительство микропроцессорных систем СЦБ для промышленного транспорта (включая МПЦ и микропроцессорные системы счета осей подвижного состава).

На заседаниях секции заслушаны:

1.Информацию об опыте разработки, проектирования, строительства и эксплуатации системы микропроцессорной централизации стрелок и сигналов без использования релейной аппаратуры и рельсовых цепей, введенной впервые в Украине в эксплуатацию в 2008 г. на ОАО «Алчевский металлургический комбинат» (пост «Южный», 37 стрелок ЭЦ).

2.Анализ опыта эксплуатации микропроцессорной системы диспетчерского контроля с панорамным отображением поездной ситуации на железнодорожных станциях в едином центре управления перевозками ЗАО «Донецксталь» - металлургический завод».
3.Доклады и сообщения ведущих специалистов предприятий, которые разрабатывают, проектируют и обслуживают устройства и системы управления на железнодорожном транспорте.
4. Информацию членов секции о работе введенных в действие микропроцессорных систем СЦБ на промышленнном транспорте Украины.
5. Проект технического задания на систему микропроцессорной централизации стрелок и сигналов (МПЦ) для промышленного транспорта.
6. Предложения членов секции для включения в проект решения.

НА ЗАСЕДАНИИ СЕКЦИИ И НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ВЫСТУПИЛИ:

1.Кустов Виктор Федорович – директор ООО “НПП САТЭП”, профессор Украинской государственной академии железнодорожного транспорта

Сообщил о первой введенной в эксплуатацию в Украине микропроцессорной системе электрической централизации (МПЦ), которая не имеет релейной аппаратуры и рельсовых цепей.
Система МПЦ введена на посту «Южный» ОАО «Алчевский металлургический комбинат»
Особенностью системы является использование:
- трехканальной системы ЭВМ зависимостей, включенной по мажоритарной схеме «2 из 3»;
- микропроцессорной системы контроля путевых участков на базе счета осей подвижного состава;
- объектных контроллеров стрелок; поездных, маневровых и переездных светофоров; рельсовых датчиков, включенных по варианту безопасного нагруженного резервирования с решающим элементом «И»;
- стрелочных двигателей переменного тока, управляемых по пятипроводной схеме объектными контроллерами стрелок, находящихся в непосредственной близости в путевых ящиках и связанных с постом управления информационными и питающими магистралями.
Все микроэлектронное оборудование системы располагается в 2-х шкафах размером 600х800х2000мм и управляет на посту «Южный: двигателями стрелочных электроприводов (37 шт.), светофорами (64 шт.), а также лампами и звонками автоматической переездной сигнализации на 7 переездах.
В докладе приведены принципы построения, основные характеристики системы МПЦ и особенности ввода ее в эксплуатацию.

2. Баранников Николай Гаврилович - главный инженер–заместитель начальника УЖДТ ОАО "Алчевский металлургический комбинат".
Сообщил о начале эксплуатации микропроцессорной системы электрической централизации (МПЦ), которая не имеет релейной аппаратуры и рельсовых цепей (разработки НПП САТЭП).
Дал информацию об особенностях переключения системы БМРЦ на систему МПЦ, а также особенносях переключения электроприводов с двигателями постоянного тока на двигатели переменного тока в эксплуатационных условиях.

3.Евтушенко Николай Петрович – старший электромеханик службы СЦБ ЗАО «Донецксталь» - металлургический завод».
Он сообщил об опыте внедрения и эксплуатации микропроцессорной системы диспетчерского контроля с панорамным отображением поездной ситуации на железнодорожных станциях в едином центре управления перевозками ЗАО «Донецксталь» - металлургический завод».
Он отметил, что такая система с панорамным отображением поездной ситуации впервые внедрена в ЖДЦ ЗАО «Донецксталь» - металлургический завод» и является лучшей системой на промышленном транспорте Украины.

4.Кирик Сергей Петрович — зам. начальника цеха № 5 ОАО “ АрселорМиттал Кривой Рог “
Он сообщил о положительном опыте эксплуатации на станции «Коксовая» системы ЭЦ с применением микропроцессорного маршрутного набора и подсистемы контроля путевых участков на основе микропроцессорного оборудования счета осей подвижного состава (без рельсовых цепей).
Система не требует установки изолирующих стыков, стыковых соединителей, подрезки балласта и проведения работ по необходимой электрической изоляции рельсовых линий, поэтому резко сокращает объем работы службы пути по содержанию верхнего строения пути.
Докладчик отметил, что система ЭЦ с микропроцессорным маршрутным набором и системой контроля путевых участков на основе микропроцессорной системы счета осей подвижного состава болеее удобна в эксплуатации чем типовая система БМРЦ. По данным работников службы движения ОАО “ АрселорМиттал Кривой Рог“ более целесообразным является использование для управления и отображения информации в ЭЦ автоматизированных рабочих мест на базе мониторов и манипуляторов «мышь» без использования стандартных пульт-табло.

5.Староверцев Александр Николаевич - начальник службы СЦБ ОАО “Запорожсталь».
Он сообщил о положительном опыте эксплуатации первых двух внедренных в Украине релейно-микропроцессорных систем ЭЦ на станции «Рудная» и посту №23 (более 4-х лет эксплуатации), а также о начале реконструкции РМЦ станции «Рудная» с переводом ее на систему счета осей подвижного состава и на замену пульта ЭЦ на мониторы.
Сообщил о необходимости решения вопросов ремонта и сопровождения микропроцессорных систем СЦБ в течении всего периода их эксплуатации, о необходимости создания сервисных центров по ремонту, а в случае необходимости, и перепрограммированию систем ЭЦ на микропроцесорной технике.


6.Колесник Анатолий Игнатьевич – начальник отдела связи и СЦБ государственного предприятия «Украинский институт по проектированию металлургических заводов» (ГП «Укргипромез»).
В докладе представлен опыт проектирования микропроцессорных систем электрической централизации (МПЦ) без релейной аппаратуры и рельсовых цепей с децентрализованным размещением микропроцессорных средств.
Использование децентрализованной структуры МПЦ позволяет:
- существенно уменьшить объем постового оборудования, так для станций с 50-70 стрелок потребуется 2-3 шкафа оборудования с площадью 0,6х0,8м и высотой 2,0м;
- значительно уменьшить объем здания;
- в несколько раз снизить расход кабельно-проводниковой продукции;
- за счет использования лучевой структуры информационных и питающих магистралей выполнить кольцевую обвязку напольных управляющих контроллеров, что значительно увеличит живучесть системы;
- значительно уменьшить объем строительно-монтажных работ и ускорить ввод ее в эксплуатацию;
Учитывая положительный опыт эксплуатации релейно-микропроцессорных систем ЭЦ, «Укргипромез» в настоящее время проектирует системы ЭЦ без использования электромагнитных реле и рельсовых цепей.


7. Каменев А.Ю., инженер отдела технической документации и контроля качества ООО НПП САТЭП.
Сообщил о проведении до ввода в эксплуатацию микропроцессорной системы электрической централизации (МПЦ) поста «Южный» ОАО «Алчевский металлургический комбинат следующих мероприятий: - оценки функциональной безопасности системы;
- имитационных и стендовых испытаний на правильность выполнения технологических алгоритмов и на функциональную безопасность (в течение 10 месяцев);
- испытания системы и ее подсистем в реальных условиях эксплуатации;
- экспертной оценки надежности и безопасности системы.
Особо выделил достаточно большой процент опасных ошибок программистов разрабатывающих программы для трех независимых каналов резервирования. Подчеркнул большую пользу испытаний МПЦ на имитационных моделях на ПЭВМ, которые позволили после 4 - 5 повторных испытаний полностью исключить опасные ошибки в системе МПЦ.
Также сообщил о структуре комплекса технических средств для стендовых испытаний, который включает в себя не только реальные ЭВМ зависимостей, включенные по схеме «2» из «3», микропроцессорные контроллеры и датчики счета осей МПЦ, но и реальный электропривод, сигнальные трансформаторы и лампы светофоров и другие исполнительные устройства (в том числе и переездной сигнализации).
Для эксплуатационного и оперативного штата были разработаны тренажер МПЦ для дежурных по станции, программа обучения, тестовые вопросы, методика испытаний системы для этапов имитационного моделирования, методика стендовых и эксплуатационных испытаний.
В докладе приведены основные особенности включения вновь строящейся части станции в МПЦ, одновременной работы МПЦ и БМРЦ, а также переключения действующей релейной системы БМРЦ на МПЦ в условиях движения поездов.

8. Кустов Виктор Федорович - председатель секции «СЦБ и компьютерные технологии на промышленном транспорте» ассоциации «Укрведтранс»
Предложил для рассмотрения проект технического задания на систему микропроцессорной централизации стрелок и сигналов (МПЦ) для промышленного транспорта, который разработан с учетом длительного опыта разработки и эксплуатации систем ЭЦ на базе микропроцессорной техники, более широких функциональных возможностей компьютерной техники и МПЦ .
Сообщил также о том, что в состав секции входят представители практических всех направлений, занимающихся вопросами СЦБ и компьютерных технологий на промышленном транспорте, в том числе научно-производственных предприятий, железнодорожных ВУЗов, проектных и эксплуатирующих организаций. При этом важнейшее направление в составе секции упущено - в нее не входят представители строительно-монтажных организаций по СЦБ.
Поэтому для представления всех сторон жизненного цикла систем СЦБ в работе секции предложил включить в ее состав Денисенко Виктора Ивановича – директора строительно-монтажной организации ООО «Технологические системы», выполняющей строительство микропроцессорных систем СЦБ для промышленного транспорта.

Постановили :
1. Учесть положительный опыт разработки, проектирования и эксплуатации релейно-микропроцессорных систем ЭЦ.
2. Учесть положительный опыт разработки, проектирования и эксплуатации микропроцессорных систем ЭЦ без использования электромагнитных реле и рельсовых цепей.
3. Рекомендовать провести школу передового опыта по внедрению микропроцессорных систем ЭЦ без использования электромагнитных реле и рельсовых цепей на ОАО "Алчевский металлургический комбинат".
4. Одобрить работу ЗАО «Донецксталь» - металлургический завод» по внедрению микропроцессорной системы диспетчерского контроля с панорамным отображением поездной ситуации на железнодорожных станциях в едином центре управления перевозками.
5. Принять за основу проект технического задания на систему микропроцессорной централизации стрелок и сигналов (МПЦ) для промышленного транспорта. Рекомендовать для утверждения ассоциацией разработанное ТЗ для МПЦ промышленного транспорта.
6.Включить в состав секции Денисенко Виктора Ивановича – директора строительно-монтажной организации ООО «Технологические системы», выполняющей строительство микропроцессорных систем СЦБ для промышленного транспорта.
7. Информацию о заседании секции разместить на сайте www.satep.com.ua в разделе «О работе секции «СЦБ и компьютерные технологии на промышленном транспорте» и на сайте ассоциации «Укрведтранс» www.uvt.dp.ua.
8. Предложения по работе секции направлять по электронным адресам: kvf@satep.com.ua и www.uvt.dp.ua

Председатель секции,
профессор УкрГАЖТ В. Ф. Кустов

Ответственный секретарь секции Ю. П. Струковский