САТЭП / Секция СЦБ / «СЦБ И КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА ПРОМЫШЛЕННОМ ТРАНСПОРТЕ" 2011
«СЦБ и компьютерные технологии на промышленном транспорте» 2007.1
2007 г.

УТВЕРЖДАЮ:
Президент ассоциации
«Укрведтранс»
п/п Гончаренко В.П.
26.02. 2007 г.

РЕШЕНИЕ СЕКЦИИ №2
«СЦБ И КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
НА ПРОМЫШЛЕННОМ ТРАНСПОРТЕ»
АССОЦИАЦИИ «УКРВЕДТРАНС»
г. Кривой Рог. 20.02. - 21.02.2007г.

Работа секции «СЦБ и компьютерные технологии на промышленном транспорте» ассоциации «Укрведтранс» проводилась в период с 20.02.07 г. по 21.02.07г. на ОАО «Миттал Стил, Кривой Рог» с участием представителей предприятий промышленного транспорта
В расширенном заседании секции присутствовали около 70 представителей предприятий промышленного железнодорожного транспорта, включая металлургические и горно-обогатительные комбинаты, коксохимические заводы Украины (см. Приложение 1).

На заседаниях секции присутствовали члены секции:
1.Председатель секции - Кустов Виктор Федорович – профессор Украинской государственной академии железнодорожного транспорта.
2. Струковский Юрий Поликарпович – специалист ассоциации «Укрведтранс», ответственный секретарь секции.
Члены секции:
3.Баранников Николай Гаврилович - главный инженер–зам. начальника УЖДТ ОАО "Алчевский металлургический комбинат".
4.Евдокименко Геннадий Николаевич - начальник железнодорожного цеха ЖДЦ-5 ОАО “Миттал Стил Кривой Рог“.
5.Ермолов Юрий Константинович зам. начальника железнодорожного цеха ЖДЦ №5 ОАО «Металлургический комбинат «Азовсталь».
6.Галян Николай Константинович - начальник службы СЦБ ЗАО «Донецксталь» -металлургический завод».
7.Староверцев Александр Николаевич - начальник службы СЦБ ОАО “Запорожсталь».
8.Колесник Анатолий Игнатьевич – начальник отдела связи и СЦБ государственного предприятия «Украинский институт по проектированию металлургических заводов» (ДП «Укргипромез»).

Повестка дня:
1.Анализ опыта эксплуатации системы электрической централизации стрелок и сигналов с применением микропроцессорного маршрутного набора, введенной впервые на промышленнмо транспорте Украины в постоянную эксплуатацию в 2006 г. на станции «Коксовая» (42 стрелки ЭЦ) коксохимического производства ОАО «Миттал-Стил, Кривой Рог» (разработка НПП САТЭП, г. Харьков).
2.Анализ опыта эксплуатации систем электрической централизации с применением микропроцессорных систем счета осей подвижного состава на станции «Коксовая» (42 стрелки ЭЦ) ОАО «Миттал-Стил, Кривой Рог» и на станции «Новозаводская» (79 стрелок ЭЦ) ЗАО «Донецксталь-металлургический завод» (разработка НПП САТЭП, г. Харьков).
3. О повышении квалификации специалистов для эксплуатации микропроцессорных систем СЦБ.
4.Рассмотрение технических предложений ООО «Желдоравтоматика» по внедрению микропроцессорной системы ЭЦ (на примере одной из станций ОАО «Запорожсталь»).
5. Экскурсии в УЖДТ ОАО «Миттал-Стил, Кривой Рог:
- на станцию «Коксовая» для ознакомления с новой системой ЭЦ с микропроцессорным маршрутным набором и микропроцессорной системой счета осей подвижного состава;
- центральный пост и линейные посты микропроцессорной системы диспетчерского контроля.

1. Открыл расширенное заседание «СЦБ и компьютерные технологии на промышленном транспорте» президент ассоциации «Укрведтранс» Гончаренко В.П.

2. С приветственным словом выступил заместитель директора по транспорту ОАО «Миттал Стил Кривой Рог» Скляр А.И., который дал общую характеристику работы железнодорожного транспорта предприятия, вклад специалистов службы сигнализации и связи в его развитие.

3. По 1-му вопросу повестки дня выступил Евдокименко Геннадий Николаевич - начальник железнодорожного цеха ЖДЦ-5 ОАО “Миттал Стил Кривой Рог“.
Он сообщил о том, что в 2006 г. на станции «Коксовая» в постоянную эксплуатацию введена новая система ЭЦ с применением микропроцессорного маршрутного набора и системы контроля путевых участков на основе микропроцессорной системы счета осей подвижного состава (без рельсовых цепей).
Система позволяет управлять объектами ЭЦ при помощи манипулятора «мышь» со сдвоенного монитора TFT, что облегчает работу дежурных по станции. Информация о поездной ситуации и работе устройств СЦБ передается на верхний уровень управления – начальнику смены и поездному диспетчеру, где отражается в реальном масштабе времени на мониторе и архивируется.
Система не требует установки изолирующих стыков, стыковых соединителей, подрезки балласта и проведения работ по необходимой электрической изоляции рельсовых линий, поэтому резко сокращает объем работы службы пути по содержанию верхнего строения пути.
Докладчик отметил высокую надежность и широкие функциональные возможности разработанных НПП САТЭП и внедренных на комбинате систем микропроцессорного маршрутного набора, системы контроля путевых участков на основе микропроцессорной системы счета осей подвижного состава, а также микропроцессорных систем диспетчерского контроля за движением поездов на основних станциях с общей численностью стрелок ЭЦ около 850 шт.

4. По 2-му вопросу повестки дня выступил Галян Николай Константинович - начальник службы СЦБ ЗАО «Донецксталь» - металлургический завод».
Он сообщил о выполненной реконструкции системы электрической централизации станции «Новозаводская» (79 стрелок ЭЦ) ЗАО «Донецксталь-металлургический завод», в которой контроль свободности путевых участков осуществляется на основе микропроцессорных систем счета осей подвижного состава разработки НПП САТЭП, г. Харьков. На этапе проведения пусконаладочных работ были замечания по качеству герметизации рельсовых датчиков, но в настоящее время замечания устранены, система работает устойчиво и введена в постоянную эксплуатацию.
Важной особенностью системы является то, что на мониторе дежурного по станции отображается информация о заполнении приемо-отправочных путей и тупиков как по числу осей подвижного состава, так и по процентному заполнению реальной длины путевых участков.

5. По 3-му вопросу повестки дня выступил Мойсеенко Валентин Иванович – декан факультета повышения квалификации Института повышения квалификации и переподготовки кадров Украинской государственной академии железнодорожного транспорта».
Профессор Мойсеенко В.И. сообщил о том, что ежегодно академия проводит повышение квалификации и перподготовку кадров специалистов железнодорожного транспорта по многим направлениям, в том числе по СЦБ и компьютерным технологиям (не менее 2-х раз в год).
Предложил промышленным предприятиям совместно с Ассоциацией «Укрведтранс» направить заявки в адрес академии на повышение квалификации специалистов, на основании которых она представит договора на обучение.

6. По 4-му вопросу повестки дня выступили представители ООО «Желдоравтоматика».
Специалисты ООО «Желдоравтоматика» представили технические предложения по предлагаемой микропроцессорной системе ЭЦ и особенности ее реализации.

7. По 5-му вопросу повестки дня члены секции и представители предприятий имели возможность посетить объекты железнодорожного транспорта ОАО «Миттал Стил Кривой Рог.
7.1.Представители совещания ознакомились с работой начальника смены и диспетчеров 1-го и 2-го кругов на центральном посту микропроцессорной системы диспетчерского контроля. за движением поездов на основных станциях (около 20) с общей численностью стрелок ЭЦ около 850 шт.
Общие отзывы эксплуатационных работников о работе микропроцессорной системы диспетчерского контроля разработки НПП САТЭП – положительные, при этом они отмечают, что система существенно облегчает работу начальника смены и диспетчеров 1-го и 2-го кругов, позволяет иметь реальную картину всех поездных передвижений по станциям комбината и многих отказов СЦБ, а также архив поездных передвижений и действий дежурных по станции.

7.2.Представители совещания ознакомились с новой системой ЭЦ с микропроцессорным маршрутным набором и микропроцессорной системой счета осей подвижного состава разработки НПП САТЭП, введенной в постоянную эксплуатацию в 2006 г. на станции «Коксовая».
Работу системы представили работники станции «Коксовая» - сменный электромеханик СЦБ и дежурная по станции. Они отметили положителые возможности системы, ее высокую надежность и реальную возможность замены релейних систем на микропроцессорные системы, а также целесообразность замены традиционных пульт-табло на мониторы и рельсових цепей на точечные датчики и систему счета осей. Были отмечены широкие возможности разработанных систем, в том числе по диагностированию отказов.
Система ЭЦ с микропроцессорным маршрутным набором станции «Коксовая» имеет встроенный линейный пост микропроцессорной системы диспетчерского контроля, а все поездные передвижения и архив передаются на центральный пост начальнику смены и соответствующему диспетчеру.

ВЫСТУПИЛИ:

1. Баранников Николай Гаврилович - главный инженер–заместитель начальника УЖДТ ОАО "Алчевский металлургический комбинат".
Он отметил большие перспективы развития железнодорожного транспорта на Алчевском металлургическом комбинате, подчеркнул необходимость реализации новых систем СЦБ, в первую очередь микропроцессорных систем ЭЦ. Дал информацию о внедрении автоматической переездной сигнализации на точечных датчиках (без рельсовых цепей) разработки НПП САТЭП. Отметил надежную работу разработанных устройств и перспективы использования микропроцессорной системы счета осей подвижного состава на станциях и перегонах предприятий горно-металлургического комплекса.

2.Кустов Виктор Федорович – профессор Украинской государственной академии железнодорожного транспорта, директор НПП САТЭП.
Представил новые разработки НПП САТЭП, в первую очередь микропроцессорную систему ЭЦ без использования реле и рельсових цепей, которая существенно уменьшает объем оборудования, кабельно-проводниковой продукции и строительно-монтажных работ. Новая система имеет высокий уровень функциональной безопасности за счет использования мажоритарной структуры «2» из «3» ЭВМ зависимостей с независимыми аппаратными и программными средствами, а также двухканальной структуры объектных контроллеров, где любой отказ их элементов приводит к защитному состоянию системы.
Особенно уделил внимание доказательству безопасности разрабатываемых релейно-микропроцессорных и микропроцессорных систем, отметил, что многие разработчики систем ЭЦ не обеспечивают необходимую безопасность функционирования аппаратных и программных средств.

На основании рассмотренных материалав, выступлений представителей предприятий члены секции «СЦБ и компьютерные технологии на ведомственном (промышленном) транспорте»

ПОСТАНОВИЛИ:

1. Одобрить работу Управления железнодорожного транспорта и железнодорожного цеха ЖДЦ-5 ОАО «Миттал Стил Кривой Рог» (директор по транспорту Нагорный А.Л., начальник ЖДЦ-5 Евдокименко Г.Н.) по развитию и внедрению новых перспективних устройств СЦБ и компьютерных технологий.

2. Одобрить работу железнодорожного цеха службы СЦБ ЗАО «Донецксталь» - металлургический завод» (начальник ЖДЦ Нагорный А.А., начальник службы СЦБ Галян Н.К.) по большому объему внедрения новых микропроцессорных систем счета осей подвижного состава, микропроцессорной системы диспетчерского контроля. за движением поездов, в том числе и на базе радиоканала, а также микропроцессорной системы полуавтоматической блокировки на базе радиоканала и системы счета осей подвижного состава.

3. Для повышения качества обслуживания устройств СЦБ и компьютерных технологий решить вопрос повышения квалификации специалистов железнодорожного транспорта промышленных предприятий.
3.1.Руководителям предприятий до 15 апреля т.г. подать в ассоциацию «Укрведтранс» перечень тематических направлений повышения квалификации, категорий слушателей и их количества с учетом перспективы развития предприятий.
3.2.Поручить ассоциации «Укрведтранс» сформировать перечень специальностей и соответствующий контингент для повышения квалификации специалистов ж.д. транспорта промышленных предприятий (для служб СЦБ, движения, пути, локомотивных и т.п.).
3.3. Ассоциации «Укрведтранс» совместно с Украинской государственной академией железнодорожного транспорта до 30 июня т.г. разработать план-графики обучения специалистов в соответствии с заявками предприятий и направить на предприятия для заключения договоров.

4. Рассмотрев технические предложения ООО «Желдоравтоматика» по внедрению микропроцессорной системы ЭЦ (на примере одной из станций ОАО «Запорожсталь»), члены секции отмечают следующее:
- предложенная структура не привязана ни к одной из станций ОАО «Запорожсталь»;
- рекомендовать ОАО «Запорожсталь» дополнительно рассмотреть концепцию предлагаемой ООО «Желдоравтоматика» микропроцессорной системы;
- специалисты ООО «Желдоравтоматика» не представили концепцию обеспечения функциональной безопасности технических и программных средств предлагаемой микропроцессорной системы ЭЦ;
- ответы на вопросы по доказательству безопасности микропроцессорной системы ЭЦ практиччески не были представлены.
В связи с тем, что специалисты ООО «Желдоравтоматика» не представили концепцию обеспечения функциональной безопасности технических и программных средств предлагаемой микропроцессорной системы ЭЦ, члены секции считают, что предлагаемая система МПЦ не может быть допущена к эксплуатации без доказательства ее функциональной безопасности и электромагнитной совместимости.

5. С учетом опыта эксплуатации новой системы ЭЦ с применением микропроцессорного маршрутного набора и систем контроля путевых участков на основе микропроцессорной системы счета осей подвижного состава (без рельсовых цепей) рекомендовать дальнейшее их внедрение, а также других микропроцессорных систем управления и контроля на предприятиях промышленного транспорта Украины.
5.1.Отметить высокое качество разработок микропроцессорных систем и устройств специалистами НПП САТЭП и рекомендовать предприятиям их дальнейшее внедрение.
5.2. Учитывая, что не все разработчики микропроцессорных систем уделяют должного внимания вопросам безопасности функционирования их аппаратных и программных средств, особое внимание при приемке работы предприятиям-Заказчикам необходимо уделять доказательству безопасности релейно-микропроцессорных и микропроцессорных систем, непосредственно влияющих на безопасность движения поездов.
5.3. Рекомендовать предприятиям при заключении договоров на разработку и поставку продукции учитывать вопросы интеллектуальной собственности предприятий-разработчиков (как на аппаратные, так и на программные средства). Не допускать ввода в эксплуатацию аппаратных и программных средства без доказательства принадлежности предприятий-поставщиков к их разработке или наличия у них соответствующих документов на поставку продукции, являющейся интеллектуальной собственностью предприятий-разработчиков.

От секции "СЦБ и компьютерные технологии на промышленном транспорте".
ассоциации «Укрведтранс»
Председатель секции,
профессор УкрГАЖТ В. Ф. Кустов
Ответственный секретарь секции Ю. П. Струковский