САТЭП / Секция СЦБ / «СЦБ И КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА ПРОМЫШЛЕННОМ ТРАНСПОРТЕ" 2011
«СЦБ и компьютерные технологии на промышленном транспорте» 2006
УТВЕРЖДАЮ:
Президент ассоциации
«Укрведтранс»
п/п Гончаренко В.П.
25.09.2006г.

РЕШЕНИЕ СЕКЦИИ №1 от 15.09.2006г.
«СЦБ И КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
НА ВЕДОМСТВЕННОМ (ПРОМЫШЛЕННОМ) ТРАНСПОРТЕ»
АССОЦИАЦИИ «УКРВЕДТРАНС» от 15.09.2006.

Работа секции «СЦБ и компьютерные технологии на ведомственном (промышленном) транспорте» ассоциации «Укрведтранс» проводилась в рамках совещания по перспективам развития устройств и систем СЦБ промышленного транспорта, проведенного на ОАО «Запорожсталь» 06.09.2006 г., а также в рамках Международной конференции «Перспективы развития систем управления на магистральном, промышленном и городском транспорте» проводимой в г. Алушта в период с 12.09.2006 по 15.09.2006.
На заседаниях секции присутствовали:
1.Председатель секции - Кустов Виктор Федорович – профессор Украинской государственной академии железнодорожного транспорта.
2.Зам. председателя секции - Струковский Юрий Поликарпович – специалист ассоциации «Укрведтранс».
Члены секции:
3.Баранников Николай Гаврилович - главный инженер–зам. начальника УЖДТ ОАО "Алчевский металлургический комбинат" .
4.Галян Николай Константинович - начальник службы СЦБ ЗАО «Донецксталь» -металлургический завод».
5.Евдокименко Геннадий Николаевич - начальник службы сигнализации и связи ОАО «Миттал Стил Кривой Рог».
6.Староверцев Александр Николаевич - начальник службы СЦБ ОАО «Запорожсталь».
7.Колесник Анатолий Игнатьевич – начальник отдела связи и СЦБ государственного предприятия «Украинский институт по проектированию металлургических заводов» (ГП «Укргипромез»).
На заседаниях секции заслушаны:
1.Доклады и сообщения ведущих специалистов предприятий, которые разрабатывают, проектируют и обслуживают устройства и системы управления на железнодорожном транспорте.
2. Информацию членов секции о работе введенных в действие микропроцессорных систем СЦБ на ведомственном (промышленнном) транспорте Украины.
3. Предложения членов секции по включению в проект решения работы секции.
При формировании решения секции учтены вопросы:
- обеспечения функциональной безопасности и надежности микропроцессорных систем, повышение сроков их службы и уменьшение затрат на обслуживание;
- необходимости существенного расширения функций, которые могут дать современные технические средства и компьютерные технологии;
- необходимости существенного уменьшения кабельно-проводниковой продукции, особенно используемой в напольных условиях (в настоящее время на 1 стрелку приходится 2 км кабеля в 12-жильном исполнении при двухпроводной схеме управления стрелками, а при пятипроводной – расход еще больше).
- открытости принципиальных решений и программного обеспечения для экспертов по безопасности, а при необходимости и для эксплуатационного штата;
- упрощения технологии обслуживания и возможности ремонта предлагаемых систем, гарантийный срок работы оборудования и программного обеспечения;
- необходимости на момент поставки микропроцессорного оборудования и программного обеспечения сертификатов их соответствия установленням требованиям, в первую очередь, на функциональную безопасность и электромагнитную совместимость;
- необходимости уменьшения стоимости разработки проектных решений, оборудования и программного обеспечения, строительно-монтажных и пуско-наладочных работ; стоимости обслуживания, ремонта и замены устройств в послегарантийный период;
- необходимости увеличения гарантийного срока работы оборудования и программного обеспечения разрабатываемых и поставляемых систем.

Постановили
1. Опыт постоянной эксплуатации микропроцессорных систем, внедренных на промышленном транспорте в период с 1999 по 2006 г.г., показывает, что микропроцессорные системы железнодорожной автоматики могут успешно заменить релейные системы СЦБ. Так, в настоящие время на ведомственном (промышленном) транспорте введено в действие 5 систем релейно-микропроцессорной централизации; 35 микропроцессорных систем диспетчерского контроля с общим числом стрелок ЭЦ более 2000; около 150 микропроцессорных систем контроля путевых участков на базе счета осей подвижного состава; микропроцессорную систему полуавтоматической блокировки с использованием цифрового радиоканала, систему автоматической переездной сигнализации на базе системы счета осей подвижного состава, систему контроля занятости участков пути на основе приемников и передатчиков инфракрасного излучения.
2. Одной из первоочередных задач на ведомственном (промышленном) транспорте является замена релейных систем электрической централизации на микропроцессорные системы, построенные на современной микроэлектронной элементной базе с применением эффективных компьютерных технологий, имеющие более широкие функциональные возможности и меньшие эксплуатационные расходы. Анализ структур построения, примененного аппаратного и программного обеспечения показывает, что наиболее перспективными для ведомственного (промышленного) транспорта являются системы микропроцессорной централизации (МПЦ) без использования электромагнитных реле с децентрализованным размещением микропроцессорной аппаратуры в типовых муфтах и путевых ящиках. Использование таких систем МПЦ позволяет во много раз сократить площади для размещения постового оборудования, уменьшить объемы строительно-монтажных работ и кабельно-проводниковой продукции.
3.Системы микропроцессорной централизации должны обладать более широкими функциональными возможностями, по сравнению с релейними системами ЭЦ и дополнительно иметь возможность выполнять функции:
- систем диспетчерского контроля за движением поездов и состоянием устройств железнодорожной автоматики с полным архивом поездной ситуации и действий дежурного по станции;
- систем путевой блокировки со смежными станциями или сигнальними установками (при автоблокировке);
- систем контроля свободности и заполнения приемо-отправочных путей и тупиков методом счета осей подвижного состава;
- систем автоматической переездной сигнализации;
- архиваторов производственных радио и телефонных переговоров;
4.Особое внимание необходимо уделять вопросам доказательства функциональной безопасности микропроцессорных систем, в том числе и программного обеспечения, у которых логические функции безопасности выполняют компьютеры или программируемые контроллеры. При проведении сертификации систем учитывать требования ДСТУ 4178 и ДСТУ 4151, регламентирующие уровни жесткости функциональной безопасности и электромагнитной совместимости.
Необходимо использовать в микропроцессорных системах только открытые программные продукты и технические решения, которые доступны для экспертизы и доказательства безопасности, а также операционные системы с документами, подтверждающими отсутствие недекларированных возможностей. Опыт эксплуатации МПЦ в России и других странах показывает, что в его программном обеспечении присутствовали недопустимые (несанкционированные разработчиком) вложения программ функционирования, которые могли, при определенных условиях, формировать команды управления. Поэтому отсутствие доказательства недекларированных вложений в программном обеспечении и операционных системах МПЦ ставит под сомнение безопасность их эксплуатации, т.к. неизвестно, что будет выполнять встроенное и независимое от разработчика программное обеспечение в любой момент времени.
5.Считать обязательным условием для разработчиков программного обеспечения микропроцессорных систем ЭЦ возможность получения Заказчиком полного программного обеспечения со всеми необходимыми комментариями в соответствии с требованием стандартов. Очевидно, что в этом случае стоимость программного обеспечения будет значительно выше и зависеть от коэффициентов объема, которые определяются Ценниками по АСУ ТП и хозяйственными договорами сторон. Для устранения полной зависимости Заказчика от монопольного владения программным обеспечением его разработчик должен обеспечить возможность обучения специалистов Заказчика или проектных организаций, которые могли бы вносить самостоятельно изменения в программное обеспечение, являющегося частью технической документации согласно действующих норм и стандартов. При этом право на эти изменения, имеют только организации, имеющие соответствующие разрешения (лицензии). Внесенные изменения в программное обеспечение Заказчиком или третьей стороной автоматически снимает ответственность за безопасность его функционирования, как с разработчиков, так и с органов по сертификации программного обеспечения. В этом случае вся ответственность переносится на организации, которые внесли изменения или их приняли. Такие изменения требуют выполнения комплекса работ по новому доказательству безопасности и повторной сертификации программного обеспечения микропроцессорных систем ЭЦ.
6.Учесть, что при использовании унифицированных микропроцессорных контроллеров АСУТП без дополнительных устройств сопряжения, одинаковом программном обеспечении в каналах резервирования, невозможно обеспечить функциональную безопасность микропроцессорных систем СЦБ.
7. При эксплуатации микропроцессорных систем должна быть обеспечена возможность ремонта микропроцессорных технических средств на этапе эксплуатации в послегарантийный период на территории Украины. МПЦ. На станциях с МПЦ в России и за рубежом отказы наблюдаются как по причине воздействий грозовых разрядов, коммутационных перенапряжений в питающей сети и мощных импульсных помех, так и по причине старения и износа комлектующих изделий в очень жестких условиях эксплуатации. Необходимо учитывать, что условия ведомственного (промышленного) транспорта являются во многих случаях более агрессивными, чем условия магистрального транспорта и метрополитена.
8.Замена рельсовых цепей на микропроцессорные системы счета осей подвижного состава позволяет значительно уменьшить количество отказов и задержек поездов, увеличить оборот вагонов и локомотивов, резко сократить эксплуатационные расходы по содержанию верхнего строения пути, уменьшить штат работников службы пути, упростить обслуживание этих устройств и специалистами по СЦБ. Потому во вновь разрабатываемых системах микропроцессорной централизации целесообразно контроль состояния путевых участков выполнять на базе микропроцессорных устройств счета осей подвижного состава.
9. Учитывая опыт постоянной эксплуатации на ведомственном (промышленном) транспорте в период с 1999 по 2006г.г. микропроцессорных систем диспетчерского контроля; систем электрической централизации на базе микропроцессорных средств; микропроцессорных систем контроля путевых участков на базе счета осей подвижного состава; микропроцессорной системы полуавтоматической блокировки с использованием цифрового радиоканала, системы автоматической переездной сигнализации на базе счета осей подвижного состава, системы контроля занятости участков пути на основе приемников и передатчиков инфракрасного излучения (разработки НПП "САТЭП") рекомендовать их для дальнейшего внедрения на промышленных предприятиях Украины.

От секции "СЦБ и компьютерные технологии на ведомственном (промышленном) транспорте"ассоциации «Укрведтранс»
Председатель секции,
профессор УкрГАЖТ В. Ф.Кустов
Зам. председателя секции Ю.П.Струковский