САТЭП / Системы и устройства / Система полуавтоматической блокировки на радиоканале ПАБ-Р
Подсистема контроля состояния перегона ПССО
Подсистема контроля состояния перегона ПССО
Подсистема контроля состояния перегона методом счета осей (ПССО НПП САТЭП) предназначена для контроля свободности (занятости) участков железнодорожного пути любой конфигурации без использования рельсовых цепей. Система позволяет контролировать состояние участков пути на металлических шпалах, на участках с низким сопротивлением балласта и шпал.
Аппаратура электронной системы счета осей включает в себя рельсовые датчики (РД1), напольные электронные модули (МКРД1), модули путевых приёмников (МПП-2), путевые реле и линии связи. Совокупность рельсового датчика и напольного электронного модуля является счетным пунктом системы. Рельсовые датчики с комплектом креплений к рельсам устанавливаются без каких либо изменений в конструкции рельсовой линии в соответствии с габаритом пути и подвижного состава. Рельсовые бесконтактные индуктивные датчики предназначены для фиксации факта прохождения осей подвижного состава. Напольные электронные модули (МКРД1) располагаются в непосредственной близости от рельсового датчика (кабельная муфта, путевая коробка, кабельный ящик, релейный шкаф и т.д.).
МКРД1 предназначены для обработки информации, поступающей от чувствительных элементов, подсчета и хранения информации о числе прошедших осей и передачи её к центральному пункту. В качестве линии связи может использоваться любая изолированная двухпроводная цепь электрической централизации, в том числе линии связи существующих рельсовых цепей. К ней может быть подключено до 8 МКРД1. Линия связи соединяет счетные пункты с приемниками МПП-2, устанавливаемыми на посту ЭЦ. Максимально возможное удаление МКРД1 от плат постовых приемников – 5,0 км.
Модули путевых приёмников предназначены для приема и обработки поступающей от счетных пунктов информации. Путевое реле предназначено для фиксации свободности или занятости участка пути подвижным составом, сопряжения с устройствами электрической централизации, косвенной проверки работоспособности постовых приемников (МПП-2).
Путевое реле находится под током только при свободном от подвижного состава участке пути и выключается при его занятии, обрыве или коротком замыкании катушки чувствительного элемента, обрыве или коротком замыкании линии связи рельсового датчика с напольным электронным модулем, при отказе автогенераторов и детекторов МКРД1, при отказе передатчика, источника питания напольного электронного модуля, при обрыве или коротком замыкании линии связи, при отказе постового приемника, решающего блока и любого элемента схемы включения реле. В качестве путевого реле применяется реле первого класса надежности.
ПССО для своей работы должна непрерывно получать информацию о количестве проследовавших осей от МКРД1, расположенных по границам перегона. Такой обмен осуществляется по радиоканалу.
МКРД1 передают информацию о количестве и направлении проследовавших через счетный пункт осей подвижного состава по CAN-шине на пост ЭЦ. Получателями этой информации являются МПП-2 и МСРК. МСРК на её основании формируют пакет для передачи по радиоканалу на соседнюю станцию. После приема аналогичного пакета от соседней станции МСРК передают информацию о состоянии МКРД1 этой станции в "свою" CAN-шину.
Таким образом, в CAN-шине циркулирует информация о состоянии МКРД1 своей и соседней станций.
По результатам обработки этой информации МПП-2 принимает решение о состоянии перегона. Для возбуждения путевого реле необходимо, чтобы команду на его включение одновременно сформировали МПП-2 первого и второго каналов. Контроль выполнения этого требования, а также ряд дополнительных функций по обеспечению безопасности осуществляют устройства сопряжения.
Подсистема логических зависимостей и увязки с электрической централизацией предназначена для контроля состояния аппаратуры ЭЦ, органов управления ПАБ-Р, увязки режимов работы с аппаратурой ПАБ-Р смежной станции, формирования сигналов блокировки для управления сигнальными реле. В состав подсистемы входят контроллеры логических зависимостей (КЛЗ) и устройства сопряжения с линейными реле. Объектами управления контроллеров логических зависимостей являются линейные реле.
Подсистема радиосвязи включает в себя собственно комплект радиостанций (4 шт.) с кабелями подключения и антеннами, модули сопряжения с радиоканалами (МСРК) и устройства сопряжения МСРК с радиостанциями. Для обеспечения должного уровня безопасности радиоканалы дублированы: на каждой станции имеется по две РС. Однако полностью независимая работа радиостанций каналов невозможна, так как во время передачи передающая РС создает мощные помехи для РС, работающей на прием, и делает его невозможным. Поэтому МСРК каналов одной станции должны “согласовывать” между собой режимы работы РС: не начинать передачу до окончания приема соседа. Такие взаимные увязки не оказывают влияние на содержание передаваемой информации и потому не снижают уровень безопасности.
Каждому каналу выделяется свой частотный диапазон, используемая модуляция - частотная. Режим работы радиостанций полудуплексный. Нормально радиостанции находятся в режиме приема, передача - по команде МСРК через фиксированный временной интервал или по окончании приема.
Работоспособность радиоканалов проверяется путем измерения временных интервалов между посылками информации модулями сопряжения с радиоканалами и непосредственными потребителями этой информации: КЛЗ и МПП-2. Каждая посылка избыточна, имеет адрес передатчика, информационную часть и контрольную, поэтому вероятность искажения информации при передаче сведена к минимуму. Однако даже если какая-то посылка исказилась, к опасным последствиям это не приведет, так как приемником (КЛЗ, МПП-2) осуществляется временная селекция поступающей информации и решение о ее обновлении принимается с задержкой, достаточной не менее чем для 5-и сеансов связи. Кроме того, существует второй канал, блокирующий включение исполнительных механизмов при рассогласовании в каналах.