САТЭП / Системы и устройства / Микропроцессорная централизация стрелок и сигналов МПЦ САТЭП
Микропроцессорная централизация стрелок и сигналов МПЦ САТЭП

Краткая характеристика систем МПЦ

Функциональные возможности МПЦ

ЭВМ зависимостей - компьютеры централизации и логики управления

Автоматизированное рабочее место дежурного по станции

Объектные микропроцессорные контроллеры МПЦ

Автоматизированное рабочее место электромеханика СЦБ

Подсистема контроля свободности и заполнения участков пути

Аппаратура электропитания

Функциональная безопасность и надежность МПЦ

Автоматизированное проектирование программного обеспечения МПЦ

Системы релейно-микропроцессорной централизации стрелок и сигналов РМЦ

Микропроцессорный маршрутный набор (ЭЦМ)

Системы счета осей подвижного состава: МП СКПУ

Система диспетчерского контроля : МСДК

Система автоматической переездной сигнализации АПС САТЭП

Микропроцессорная система переездной сигнализации

Система полуавтоматической блокировки на радиоканале ПАБ-Р

Микропроцессорная система путевой блокировки (МС ПБ)

Система технологической (въездной) сигнализации

Функциональные возможности МПЦ
Функциональные возможности МПЦ
Средствами микропроцессорной техники при полном исключении релейного оборудования обеспечена реализация всех функциональных задач СЦБ, необходимых для безопасного управления технологическим процессом на станции, в т.ч. установка, размыкание и отмена маршрутов, поддержание разрешающих показаний светофоров с проверкой всех условий безопасности, разделка угловых заездов при маневровых передвижениях, подача извещения на переезды, индивидуальный перевод и автовозврат остряков стрелок, искусственное размыкание секций, установка и снятие макетов стрелок и изолированных участков, и т.д.
Система имеет большое количество дополнительных функций и возможностей, для чего в своем составе имеет ряд встроенных подсистем, которые в большинстве случаев функционируют отдельно.
В систему МПЦ встроены и функционируют под непосредственным управленим ЭВМ дежурного по станции и ЭВМ зависимостей:
1) подсистема свободности и процентного заполнения путевых участков методом счета осей подвижного состава, а также контроля, проследования и подсчета осей подвижного состава в определенных точках пути. Замена рельсовых цепей на устройства счета осей позволяет исключить самые ненадежные и опасные устройства СЦБ, которые требуют больших эксплуатационных расходов как работников службы СЦБ, так и службы пути;
2) подсистема управления переездной сигнализацией с контролем фактического закрытия переезда (при отсутствии информации или открытом состоянии переезда соответствующие поездные или маневровые светофоры закрываются или не открываются). За счет эффективной оптимизации подачи сигнала на закрытие и открытие переезда сокращаются простои автотранспорта и повышается безопасность на переездах;
3) подсистема автоматического диспетчерского контроля за движением поездов, оперативными действиями дежурного по станции (диспетчера) и состоянием устройств железнодорожной автоматики, в том числе на базе передачи информации по радиоканалу. Позволяет вести соответствующие архивы (черный ящик) и отображать однониточный план станции с состоянием объектов управления и контроля и поездной ситуации на станции в любой момент времени, с возможностью просмотра архива за любой интервал времени с объемной статистикой работы станции и системы, действий оперативного и обслуживающего персонала руководителями подразделений на любых уровнях управления и контроля;
4) подсистемы полуавтоматической блокировки, в том числе на базе счета осей подвижного состава и передачи информации по проводным линиям связи или по радиоканалу;
5) подсистемы увязки с перегонной автоблокировкой;
Для нормального и согласованного функционирования всех ЭВМ система дополнена устройствами автоматической корректировки реального времени МПЦ на базе GPS-приемника.
Система МПЦ обеспечивает, кроме стандартных базовых функций:
- работоспособность при отказах и сбоях любого канала резервирования ЭВМ зависимостей системы;
- автоматическое определение отказавших модулей системы, вывод сообщений диагностики;
- счет осей подвижного состава в определенных точках пути и контроль заполнения путевых участков, в том числе и в процентном соотношении;
- искусственное освобождение путевых участков при ложной занятости, возможность ручной установки и корректировки числа осей в контрольных точках (ответственные команды, выполняемые в нештатном режиме по особым правилам);
- контроль и диагностику устройств счета осей, определение их предотказных состояний;
- плавное включение и выключение стрелочных и переездных электродвигателей, ламп светофоров и других устройств за счет программируемых режимов управления и снижения пусковых токов и перенапряжений при коммутации;
- контроль длительности перевода стрелок и автоматическое отключение двигателей стрелок при превышении максимального времени перевода;
- возможность использования более надежных трехфазных двигателей переменного тока с минимальным расходом кабеля (0,8 – 1,2 жилы на 1 стрелку за счет использования лучевой структуры управления);
- невозможность выбора и установки маршрутов, которые являются враждебными уже установленным;
- подачу запросов на подтверждение оператором действий во вспомогательном режиме;
- возможность задания оператором команд с помощью манипулятора «мышь» с использованием развитой системы спускающихся меню;
- формирование специальных оптических и звуковых сигналов для привлечения внимания оператора;
- ограничение доступа к управлению в штатном и нештатном режиме без введения специальных паролей;
- возможность отключения стрелок, светофоров и изолированных секций от управления;
- возможность подключения стрелок, светофоров и изолированных секций к управлению;
- возможность диалога с оператором (дежурным по станции) и обслуживающим персоналом;
- ведение архива (черного ящика) с просмотром динамики изменения поездного состояния и работы устройств железнодорожной автоматики, действий дежурного по станции, в том числе в режиме кинофильма;
- сопряжение и обмен данными с системами такого же или верхнего уровня, например, с системой диспетчерского контроля, диспетчерской централизацией, системами слежения за номерами поездов, информационными пассажирскими системами оповещения работающих на пути;
- развитую диагностику работоспособности устройств МПЦ;
- выбор вида отображения мнемосхемы станции на экране дисплея (общего или частного вида с возможностью любого масштабирования);
- ограждение подвижного состава;
- контроль заполнения гаражей-размораживателя;
- увязку с устройствами ограждения подвижного состава и блокировки с другими объектами (например, вагоноопрокидывателями и гаражами-размораживателями на промышленном транспорте);
- возможность управления стрелками, сигналами и переездами со смежных станций, а также из локальных центров управления.
- управление устройствами пешеходной, въездной и выездной сигнализации.
Функции обеспечения безопасности движения поездов обеспечивают уровень безопасности, не ниже, чем у существующих релейных систем электрической централизации. Включают в себя три группы функций:
- функции алгоритмической безопасности;
- обеспечения безопасности технических средств МПЦ;
- функции безопасности взаимодействия оператора и системы МПЦ.
По заданию Заказчика система может быть спроектирована:
- с учетом использования в качестве устройств контроля свободности участков путей как датчиков счета осей подвижного состава, так и для рельсовых цепей;
- для децентрализованного и централизованного размещения аппаратуры управления (при централизованном управлении существенно возрастает объем кабельной продукции и стоимость системы);
- для стрелочных двигателей переменного и постоянного тока;
- для вариантов как стандартной системы автоматической переездной сигнализации с релейным управлением, так и встроенной в МПЦ с управлением от компьютеров;
- для ламповых и светодиодных светофоров.
При необходимости система комплектуется дополнительными устройствами:
- контроля свободности прилегающих перегонов методом счета осей подвижного состава;
- автоматической корректировки времени подачи сигнала для закрытия переезда в зависимости от скорости приближающегося поезда к переезду, которая определяется при помощи специальных датчиков;
- архивирования телефонных и радиопереговоров (с эфира);
- передачи информации по радиоканалу между смежными станциями или на центральный пост диспетчерського управления движением поездов;
- автоматического оповещения ремонтных бригад о приближении поездов;
- автоматического оповещения пассажиров о прибытии поездов;
- контроля занятости и заполнения путевых участков на базе генераторов и приемников инфракрасного излучения (по аналогии с датчиками РТДС).