САТЭП / Новости / Завершены строительно-монтажные и пусконаладочные работы релейно-микропроцессорной системы электрической централизации ст.Рудная
30.01.2015
Завершены строительно-монтажные и пусконаладочные работы релейно-микропроцессорной системы электрической централизации ст.Рудная

30.01.2015
Завершены пусконаладочные работы микропроцессорных систем электрической централизации, переездной сигнализации, счета осей подвижного

11.02.2014
Особенности производства технических и программных средств системы МПЦ-С разработки ООО НПП САТЭП

1.02.2014
Завершены строительно-монтажные и пусконаладочные работы МПЦ станции «Инженерная» АО «СК «Авлита» (г. Севастополь, грузовой порт)

1.02.2014
Завершены строительно-монтажные работы МПЦ станции «Угольная» ОАО «Запорожсталь» (декабрь 2013 года)

1.02.2014
Введен в постоянную эксплуатацию новый пост МПЦ на станции «Транзитная»ООО «Димитровпогрузтранс»

11.04.2013
Завершена сертификация системы МПЦ разработки ООО "НПП "САТЭП"

31.03.2013
Завершены испытания на электромагнитную совместимость МПЦ

30.03.2013
Решение о серийном производстве МПЦ на базе НПП "САТЭП" и НПП "Хартрон-Энерго"

30.03.2013
Завершены приемочные испытания МПЦ станции «Угольная»

17.08.2012
Современный пост управления стрелками и сигналами МПЦ

31.12.2011
23.12.2011 введена в эксплуатацию МПЦ станция "Транзитная"

12.12.2011
Лидер отрасли 2011 в Украине

12.12.2011
Экспортер 2011 года в Украине

12.12.2011
Новое решение секции "СЦБ и компьютерные технологии на промышленном транспорте" 2011

9.11.2011
01.11.2011г. введена в эксплуатацию МПЦ станции «Полугорки» с интегрированной ПАБ и ЭССО

18.08.2011
Сертификация системы МПЦ НПП САТЭП

9.05.2011
Пуск в постоянную эксплуатацию МПЦ ст. Передача-Донецк (31 стрелка ЭЦ)

3.03.2011
4-я международная научно-практическая конференция EMC&S-R

28.01.2011
Номинация высшей школы Харьковщины

23.12.2010
Пуск новой станции МПЦ в Донецке отечественного производства

4.11.2010
6 недель постоянной эксплуатации новой системы ЭЦМ для АО "НК "КТЖ"

27.08.2010
Интеграция полуавтоматической блокировки ПАБ ГТСС с МПЦ

14.07.2010
Сертификация системы ЭЦ с микропроцессорным управлением

14.07.2010
Лицензия на генподряд в проектировании и строительстве

1.04.2010
Завершена разработка системы МПЦ-Ц с централизованным размещением аппаратуры без использования реле

28.01.2010
Выполнена поставка системы ЭЦМ(ММН) для ж.д. Казахстана

28.01.2010
Проведены курсы повышения квалификации по МПЦ-Д

5.11.2009
4 ноября - День железнодорожника. МПЦ ст.Полугорки Ясиновского КХЗ.

2.10.2009
МПЦ НПП САТЭП: год успешной эксплуатации

7.09.2009
Инвест-Украина представляет НПП САТЭП

4.09.2009
Вестник Металлургтранса и Союзгрузпромтранса России

Особенности производства технических и программных средств системы МПЦ-С разработки ООО НПП САТЭП
Производство оборудования МПЦ осуществляется на высокотехнологичном, одном из наиболее мощных предприятий в Украине по производству систем управления для военно-промышленного комплекса и атомной промышленности - предприятии ООО «НПП «Хартрон -Энерго», г.Харьков (рис.1), на котором разработана необходимая конструкторская документация и технология производства МПЦ.



Изготовление микропроцессорных контроллеров и других технических средств МПЦ на этом предприятии производится с применением микроэлектронных элементов поверхностного монтажа (SMD-элементов). Применяется автоматизированная установка элементов с различных видов упаковки: лента, пенал, поддон и др., с дальнейшей пайкой в конвейерной конвекционной печи. На рис.2 представлен внешний вид оборудования для SMD-монтажа микроэлектронных элементов МПЦ.




Еще более сложное технологическое оборудование используется для пайки микросхем в BGA-корпусах (рис.3).


Отличительной особенностью производства указанной системы МПЦ является изготовление в заводских условиях не только всех шкафов управления с микропроцессорными контроллерами и аппаратурой защиты от мощных электромагнитных воздействий, но и реализация всех межшкафных и межмодульных соединений, разводка электропитания по шкафам, подключение оборудования к кроссовым шкафам. На рис. 4 представлен общий вид собранных для стендовых испытаний технических и программных средств МПЦ.

Программное обеспечение всех ЭВМ МПЦ выполнено также как и в других системах МПЦ разработки НПП САТЭП на базе операционной системы реального времени (ОСРВ) QNX. Также в системе МПЦ-С использование различного программного обеспечения в 3-х каналах резервирования обусловлено обязательными требованиями европейских стандартов EN 50126, EN 50128 и EN 50129 для наивысшего уровня функциональной безопасности (SIL4) устройств СЦБ.

В соответствии с обязательными требованиями ДСТУ 4178 в части функциональной безопасности выполняется полный комплекс испытаний на имитационных моделях на базе ПЭВМ, как по каждому каналу резервирования, так и по всем возможным сочетаниям их работы с учетом используемого мажоритарного резервирования «2» из «3» управляющего комплекса. Разработанные методики, технические и программные средства позволяют на этапах имитационного моделирования и стендовых испытаний выполнить качественную проверку технологических алгоритмов и программного обеспечения, провести необходимые испытания изготовленных шкафов управления, в первую очередь на функциональную безопасность.

Система имитационного моделирования работы системы МПЦ (рис.6) позволяет на ПЭВМ создавать любые поездные ситуации и управляющие действия оператора; обеспечивает проверку правильности разработки программного обеспечения и выполнения технологических алгоритмов; является основой для доказательства безопасности программного обеспечения.

Программные имитационные модели работы станции и системы МПЦ позволяют проводить испытания и в автоматическом ускоренном режиме с многократным перебором возможных состояний системы, с вводом

специальных ошибок и контролем их обнаружения. При этом имеется возможность реализовать команды управления со скоростью, многократно превышающие реальные воздействия, выполняемые дежурным по станции.

На базе системы имитационного моделирования работы системы МПЦ разработан тренажер для дежурных по станции, позволяющий до пуска системы непосредственно на рабочем месте проводить их обучение и самообучение.

Для подтверждения требований ДСТУ 4151 по электромагнитной совместимости и ДСТУ 4178 по функциональной безопасности при воздействии электромагнитных помех совместно с аккредитованной лабораторией НИПКИ «Молния», проводятся испытания системы МПЦ-С на электромагнитную совместимость. Так, например, для МПЦ станции «Угольная» они подтвердили необходимую ее устойчивость и безопасность функционирования при воздействии:

- наносекундных импульсных помех (рис. 7);
- мощных импульсных помех, в т.ч. грозовых воздействий (рис.8);
- электростатических разрядов (рис.9);
- динамических изменений напряжения сети электропитания (рис.10);
- радиочастотных электромагнитных полей излучения (рис.11);
- коммутационных помех малой мощности.






Особенностью испытаний МПЦ-С на безопасность при воздействии электромагнитных помех является особая, отличительная от испытаний на ЭМС, методика их проведения. Она позволяет проверить отсутствие появления опасных состояний при моделировании помех.

Опыт проведения стендовых и имитационных испытаний подтверждает их чрезвычайную важность, т.к. в ходе испытаний в ряде случаев обнаруживаются скрытые недостатки системы МПЦ и ошибки в ее программном обеспечении. Без проведения указанных испытаний обеспечение безопасности функционирования МПЦ-С, проведение пусконаладочных работ и ввод ее в эксплуатацию были бы существенно усложнены.

Разработка полноценных имитационных моделей и комбинированных испытательных стендов, а также научно обоснованных методов контроля позволила провести необходимые испытания и выполнить доказательство функциональной безопасности и электромагнитной совместимости системы МПЦ-С, которые подтвердили выполнение основных требований национальных и зарубежных стандартов по СЦБ.

Подсистема электропитания

Качественное и гарантированное электропитание системы МПЦ-С обеспечивает стойка питания СП-3 (3-го поколения разработки) и специализированный для МПЦ щит выключения питания ЩВПУ-М (рис.4), разработанные ООО «НПП «САТЭП» совместно с ООО «Монада» (г.Запорожье). Необходимость разработки ЩВПУ-М для МПЦ вызвана необходимостью реализации дополнительных функций по качественной грозозащите МПЦ и недопустимости наличия напряжения 220В от блоков бесперебойного питания в аппаратном помещении после выключения электропитания при помощи ЩВПУ.


Подсистема контроля свободности и заполнения путевых участков

В системе МПЦ-С контроль путевых участков осуществляется при помощи рельсовых цепей или системы счета осей подвижного состава.

Подсистема контроля путевых участков на базе рельсовых цепей
При использовании рельсовых цепей информация о состоянии путевых участков в систему МПЦ передается от контактов путевых реле или непосредственно с выходов электронных путевых приемников. Приемниками этой информации являются микропроцессорные контроллеры ввода дискретной информации, выполненных в безопасном исполнении по 2-х канальному варианту нагруженного резервирования с решающим элементом «И».

Микропроцессорная подсистема контроля путевых участков на базе счета осей подвижного состава
Для путевых участков с низким сопротивлением балласта или невозможностью использования рельсовых цепей, а также для существенного уменьшения капитальных и эксплуатационных затрат в службах пути и СЦБ в системе МПЦ-С могут быть полностью исключены самые ненадежные и опасные устройства СЦБ - рельсовые цепи. В этом случае не требуются дорогостоящие изолирующие стыки и изоляция на стрелках, уменьшается требования по подрезке балласта и изоляции рельсовых нитей, а также исключаются из эксплуатации основные и дублирующие стыковые соединители (при отсутствии электротяги).

Контроль свободности и фактического заполнения путевых участков в этом случае производится встроенной подсистемой счета осей при помощи рельсовых датчиков РД-1К (рис.14, слева) и микропроцессорных контроллеров рельсовых датчиков МКРД-1К (рис.14, справа), которые устанавливаются в путевых ящиках или муфтах. На каждом путевом участке в любой момент времени на АРМ ДСП имеется информация по числу осей

(в .т.ч. и динамическая – при движении поезда), что позволяет принимать решение по его реальной или ложной (недостоверной) занятости.

Изготовление рельсовых датчиков и креплений к ним по заказу ООО «НПП САТЭП» выполняет Артемовский электротехнический завод. Для обеспечения необходимой герметизации датчиков разработаны специальные пресс-формы и за счет применения литья и специализированной пластмассы обеспечивается качество изготовления основного элемента подсистемы - рельсовых датчиков РД-1К. После установки в рельсовые датчики встроенных специализированных программируемых контроллеров РД-САN, а также после проведения необходимых испытаний они поставляются Заказчику.

Кроме встроенных контроллеров базовые функции по счету осей обеспечивают микропроцессорные контроллеры рельсовых датчиков (МКРД-1К).

Для обеспечения наиболее высоких требований по функциональной безопасности подсистема счета осей подвижного состава реализуется в 2-х канальном варианте. Обработка и принятие решений по состоянию участков пути в любом случае выполняется в системе МПЦ по варианту «2» из «3». При необходимости использовать эту подсистему для любых релейных систем СЦБ контроллеры МКРД подключаются к микропроцессорным путевым приемникам (МПП-1 или МПП-2) с безопасным выходом на путевое реле. Чаще всего они устанавливаются на посту ЭЦ.

Серийное изготовление контроллеров и микропроцессорных путевых приемников МПП-1 и МПП-2 для системы счета осей также осуществляет НПП «Хартрон –Энерго» - базовое предприятие по производству оборудования МПЦ.