САТЭП / Новости / Завершены строительно-монтажные и пусконаладочные работы релейно-микропроцессорной системы электрической централизации ст.Рудная
30.01.2015
Завершены строительно-монтажные и пусконаладочные работы релейно-микропроцессорной системы электрической централизации ст.Рудная

30.01.2015
Завершены пусконаладочные работы микропроцессорных систем электрической централизации, переездной сигнализации, счета осей подвижного

11.02.2014
Особенности производства технических и программных средств системы МПЦ-С разработки ООО НПП САТЭП

1.02.2014
Завершены строительно-монтажные и пусконаладочные работы МПЦ станции «Инженерная» АО «СК «Авлита» (г. Севастополь, грузовой порт)

1.02.2014
Завершены строительно-монтажные работы МПЦ станции «Угольная» ОАО «Запорожсталь» (декабрь 2013 года)

1.02.2014
Введен в постоянную эксплуатацию новый пост МПЦ на станции «Транзитная»ООО «Димитровпогрузтранс»

11.04.2013
Завершена сертификация системы МПЦ разработки ООО "НПП "САТЭП"

31.03.2013
Завершены испытания на электромагнитную совместимость МПЦ

30.03.2013
Решение о серийном производстве МПЦ на базе НПП "САТЭП" и НПП "Хартрон-Энерго"

30.03.2013
Завершены приемочные испытания МПЦ станции «Угольная»

17.08.2012
Современный пост управления стрелками и сигналами МПЦ

31.12.2011
23.12.2011 введена в эксплуатацию МПЦ станция "Транзитная"

12.12.2011
Лидер отрасли 2011 в Украине

12.12.2011
Экспортер 2011 года в Украине

12.12.2011
Новое решение секции "СЦБ и компьютерные технологии на промышленном транспорте" 2011

9.11.2011
01.11.2011г. введена в эксплуатацию МПЦ станции «Полугорки» с интегрированной ПАБ и ЭССО

18.08.2011
Сертификация системы МПЦ НПП САТЭП

9.05.2011
Пуск в постоянную эксплуатацию МПЦ ст. Передача-Донецк (31 стрелка ЭЦ)

3.03.2011
4-я международная научно-практическая конференция EMC&S-R

28.01.2011
Номинация высшей школы Харьковщины

23.12.2010
Пуск новой станции МПЦ в Донецке отечественного производства

4.11.2010
6 недель постоянной эксплуатации новой системы ЭЦМ для АО "НК "КТЖ"

27.08.2010
Интеграция полуавтоматической блокировки ПАБ ГТСС с МПЦ

14.07.2010
Сертификация системы ЭЦ с микропроцессорным управлением

14.07.2010
Лицензия на генподряд в проектировании и строительстве

1.04.2010
Завершена разработка системы МПЦ-Ц с централизованным размещением аппаратуры без использования реле

28.01.2010
Выполнена поставка системы ЭЦМ(ММН) для ж.д. Казахстана

28.01.2010
Проведены курсы повышения квалификации по МПЦ-Д

5.11.2009
4 ноября - День железнодорожника. МПЦ ст.Полугорки Ясиновского КХЗ.

2.10.2009
МПЦ НПП САТЭП: год успешной эксплуатации

7.09.2009
Инвест-Украина представляет НПП САТЭП

4.09.2009
Вестник Металлургтранса и Союзгрузпромтранса России

Завершены строительно-монтажные и пусконаладочные работы МПЦ станции «Инженерная» АО «СК «Авлита» (г. Севастополь, грузовой порт)
11 декабря 2013 года завершены строительно-монтажные и пусконаладочные работы системы МПЦ припортовой станции «Инженерная» АО «Стивидорная компания «Авлита», (г.Севастополь), входящей в группу компаний «Портинвест».

После опытной эксплуатации и обучения персонала система МПЦ станции «Инженерная» введена в постоянную эксплуатацию 24.01.2014 г.

Основной комплекс работ по созданию МПЦ станции Инженерная (23 централизуемых стрелки) с учетом возможного дальнейшего расширения МПЦ до 42 централизуемых стрелок выполнен за 4 месяца прошлого года (с августа по ноябрь). Так, была разработана рабочая документация для строительства системы МПЦ-С разработки ООО «НПП САТЭП», в соответствии с которой построен новый пост ЭЦ, изготовлено необходимое микропроцессорное оборудование для управления стрелками, сигналами и переездами, а также аппаратура для контроля свободности путевых участков методом счета осей подвижного состава и увязки с полуавтоматической блокировкой. Разработано и передано Заказчику независимое программное обеспечение для 3-х каналов резервирования управляющих ЭВМ, АРМов дежурного по станции и электромеханика СЦБ, а также объектных контроллеров стрелок и светофоров, маршрутных указателей и переездной сигнализации. На станции установлен специализированный тренажер МПЦ для обучения работников службы движения и СЦБ, проведено обучение специалистов с учетом изменения технологии работы станции (ранее стрелки переводились вручную и опыта работы с устройствами электрической централизацией стрелок и сигналов у работников станции практически не было). Проведены необходимые стендовые и имитационные испытания системы МПЦ на функциональную безопасность, а также проверена ее работоспособность в эксплуатационных условиях. На оборудование и программное обеспечение системы МПЦ-С имеется сертификат соответствия по функциональной безопасности и электромагниной совместимости согласно национальных стандартов и международных требований по МПЦ.

Быстрое и качественное выполнение строительно-монтажных работ на объекте было выполнено за счет монтажа шкафов управления на заводе-изготовителе (НПП «Хартрон-Энерго», ЛТД) с использованием современных коммуникационных соединений (клеммников), маркировок и проводов различного цвета. Для ускорения монтажа межшкафных соединений на станции были разработана соответствующая конструкторская документация и изготовлены межшкафные кабельные соединения, которые для транспортировки шкафов управления отключались только частично (с одной стороны шкафа). При этом кроссовый шкаф был изготовлен и отгружен на станцию в первую очередь для более раннего подключения к нему напольных кабелей связи и управления, оборудования подсистемы счета осей подвижного состава, а также

их отладки. Поэтому при изготовлении и поставке основных шкафов управления монтаж и проверка работоспособности системы МПЦ была осуществлена на станции в кратчайшие сроки.

В состав оборудования аппаратного помещения МПЦ входят шкафы управления и электропитания (рис. 1, 2).

На рис.1а приведены (слева направо):
Стойка питания – СП-3;
Шкаф контроллеров связи и ввода-вывода (Ш-КС-01);
Шкаф ЭВМ зависимостей (Ш-ЭВМ-01).
На рис.1б приведены (справа налево – к стене):
Шкаф контроллеров управления стрелками (Ш-СТ-01);
Шкаф контроллеров управления светофорами (Ш-СВ-01);
Шкаф кроссовый (Ш-КР-01).




Для удобства обслуживания шкафы управления имеют доступ как с лицевой, так и с тыльной стороны. Совместное расположение шкафов МПЦ приведено на рис. 1 в.

Общая площадь, занимаемая всеми шкафами управления (5 шт.), составляет 2,7 м2 (5 х 0,864 х 0,625 м). Для увеличения числа централизуемых стрелок с 23-х до 42-х потребуется только 1 шкаф управления площадью 0,54 м2 (0,864 х 0,625м). Высота всех шкафов и стойки питания – 2,013 м.

Конструкторскую документацию на шкафы управления и их монтаж выполнило Научно-производственное предприятие «Хартрон-Энерго, Лтд» по разработкам ООО «НПП «САТЭП» (рис. 2).


На рис. 3а представлена постовая аппаратура громкоговорящей связи (слева) и автоматизированное рабочее место электромеханика СЦБ (АРМ ШН), позволяющее определять причины отказов МПЦ и их диагностирование. На рис.3б представлен видеокадр АРМ ШН с окном отображения состояний стрелок, светофоров или рельсовых датчиков.

На рис. 4 приведено автоматизированное рабочее место дежурного по станции (АРМ ДСП), включающее в себя основной и резервный комплект аппаратуры на базе промышленных ЭВМ, 2-х мониторов 24'' и манипулятора «мышь» (без использования клавиатуры). Для обеспечения работы системы релейной полуавтоматической блокировки РПБ-ГТСС со смежной станцией используется стандартный пульт ПАБ с пломбируемой кнопкой для возможности прямопроводного (релейного) включения пригласительного огня на входном светофоре при отказах оборудования МПЦ (рис. 4а, справа возле резервного АРМ ДСП).


На рис. 4б представлен видеокадр АРМ ДСП с различными подсказками, окнами отображения состояний серверов каналов резервирования, причин и условий невыполнения команд, а также всплывающих данных по числу осей на каждом путевом участке, о причинах отказов стрелок, светофоров или переездов. На АРМ ДСП также отображается информация о причинах отказов МПЦ или не выполнения управляющих команд в каждом канале резервирования.

Управление и контроль состояния объектов производится дежурным по станции при помощи только манипулятора «мышь» без клавиатуры. Регистрация ДСП производится по личному паролю с помощью виртуальной клавиатуры.

Разработанный АРМ ДСП повышает безопасность движения за счет исключения установки поездных и маневровых маршрутов без выполнения логических условий безопасности, запрета на возможность набора враждебных маршрутов, блокирования неверных действий ДСП, уменьшения вероятности их опасных ошибок в нештатных режимах (при переводе стрелок под «ВК», искусственном размыкании путевых участков и.т.п.) за счет необходимых подсказок (режима советчика) и создания более комфортных условий работ. Очень важным является оперативный контроль на мониторе АРМ ДСП появления опасного состояния в любом канале резервирования МПЦ (даже при том, его вероятность чрезвычайно мала) и возможность своевременной передачи информации об этом электромеханику СЦБ для устранения опасного отказа до появления следующего (двойного) опасного отказа, который уже может привести к браку особого учета в поездной работе.

Совместное использование информации по расположению и перемещению подвижного состава, отображаемой как на мониторах МПЦ, так и на мониторах видеонаблюдения, позволяет дополнительно повысить безопасность движения поездов.

В системе МПЦ имеется возможность архивировать информацию о движении поездов и состоянии устройств СЦБ, а также передавать ее с АРМа ДСП на верхний уровень оперативного управления как в реальном масштабе времени, так и в режиме архива, с возможностью просмотра работы МПЦ в любые промежутки времени, в том числе и в режиме «кино». Информация о поездной ситуации на подходе к станции, на самой станции, особенно в районе причалов, может быть использована диспетчером порта для повышения эффективности его работы.

На АРМ ДСП производится не только контроль свободности, но и контроль заполнения участков путей. Это осуществляется путем подвода курсора манипулятора «мышь» на соответствующий участок, при этом автоматически высвечивается число осей подвижного состава на нем. Если поезд движется - то это число изменяется.

Существенными преимуществами разработанной системы МПЦ являются расширенные возможности по отображению информации на мониторах АРМ ДСП (см. табл.1), а также наличие большого числа индикаторов на мониторах АРМ ДСП, характеризующих работу отдельных устройств.

На рис. 4б представлен видеокадр АРМ ДСП с различными подсказками, окнами отображения состояний серверов каналов резервирования, причин и условий невыполнения команд, а также всплывающих данных по числу осей на каждом путевом участке, о причинах отказов стрелок, светофоров или переездов. На АРМ ДСП также отображается информация о причинах отказов МПЦ или не выполнения управляющих команд в каждом канале резервирования.

Управление и контроль состояния объектов производится дежурным по станции при помощи только манипулятора «мышь» без клавиатуры. Регистрация ДСП производится по личному паролю с помощью виртуальной клавиатуры.

Разработанный АРМ ДСП повышает безопасность движения за счет исключения установки поездных и маневровых маршрутов без выполнения логических условий безопасности, запрета на возможность набора враждебных маршрутов, блокирования неверных действий ДСП, уменьшения вероятности их опасных ошибок в нештатных режимах (при переводе стрелок под «ВК», искусственном размыкании путевых участков и.т.п.) за счет необходимых подсказок (режима советчика) и создания более комфортных условий работ. Очень важным является оперативный контроль на мониторе АРМ ДСП появления опасного состояния в любом канале резервирования МПЦ (даже при том, его вероятность чрезвычайно мала) и возможность своевременной передачи информации об этом электромеханику СЦБ для устранения опасного отказа до появления следующего (двойного) опасного отказа, который уже может привести к браку особого учета в поездной работе.

Совместное использование информации по расположению и перемещению подвижного состава, отображаемой как на мониторах МПЦ, так и на мониторах видеонаблюдения, позволяет дополнительно повысить безопасность движения поездов.

В системе МПЦ имеется возможность архивировать информацию о движении поездов и состоянии устройств СЦБ, а также передавать ее с АРМа ДСП на верхний уровень оперативного управления как в реальном масштабе времени, так и в режиме архива, с возможностью просмотра работы МПЦ в любые промежутки времени, в том числе и в режиме «кино». Информация о поездной ситуации на подходе к станции, на самой станции, особенно в районе причалов, может быть использована диспетчером порта для повышения эффективности его работы.

На АРМ ДСП производится не только контроль свободности, но и контроль заполнения участков путей. Это осуществляется путем подвода курсора манипулятора «мышь» на соответствующий участок, при этом автоматически высвечивается число осей подвижного состава на нем. Если поезд движется - то это число изменяется.

Существенными преимуществами разработанной системы МПЦ являются расширенные возможности по отображению информации на мониторах АРМ ДСП (см. табл.1), а также наличие большого числа индикаторов на мониторах АРМ ДСП, характеризующих работу отдельных устройств.


На рис. 5 представлена аппаратура шкафа ЭВМ зависимостей, включенных по варианту мажоритарного резервирования «2» из «3» (рис 5а - вид с лицевой стороны, рис 5б – с тыльной стороны). Использование шкафного монитора обусловлена необходимостью анализа работы каждого сервера МПЦ при наладке, профилактике или поиске неисправностей системы.


На рис. 6 представлен внешний вид с лицевой (слева) и тыльной стороны (справа) шкафа контроллеров связи и ввода-вывода (Ш-КС-01), включающий микропроцессорные контроллеры связи с ЭВМ зависимостей, контроллеры ввода и вывода дискретной информации, контроллеры логических зависимостей для управления 2-мя переездами, коммутаторы линий связи с напольными контроллерами рельсовых датчиков счета осей подвижного состава, а также устройства защиты от электромагнитных помех информационных цепей и коммутаторов линий связи.

Для обеспечения мажоритирования управляющих и контрольных сигналов в трехканальной структуре МПЦ предназначены контроллеры связи с ЭВМ зависимостей КС3/1.
Ввод и вывод дискретных сигналов системы полуавтоматической блокировки, комплекта включения пригласительного огня на входном светофоре, а также дискретных сигналов от стойки питания обеспечивают микропроцессорные контроллеры ввода и вывода дискретной информации МК-IN-32.01 и МК-OUT-16.01, соответственно на 32 и 16 каналов.
Микропроцессорные коммутаторы линий связи КЛС-2 обеспечивают двухканальную связь с напольным оборудованием подсистемы счета осей подвижного состава для контроля свободности и заполнения путевых участков, которое состоит из 128 датчиков рельсовых РД1-К, 128 микропроцессорных контроллеров рельсовых датчиков МКРД1-К, 128 комплектов креплений рельсовых датчиков ККРД-1 (64 дублированных счетных пункта).
В разработанной системе МПЦ предусмотрен режим работы с рельсовыми цепями, в котором производится обработка сигналов от путевых реле или от электронных путевых приемников.
Микропроцессорные контроллеры логических зависимостей КЛЗ-АПС обеспечивают централизованное управление и контроль автоматической переездной сигнализации без использования промежуточных реле (1-й переезд расположен на станции, 2-ой – между входным и предвходным светофором).
Для обеспечения функциональной безопасности МПЦ все контроллеры связи и управления включены по варианту нагруженного дублирования с решающим элементом «И» с применением безопасного устройства согласования.
На рис. 7 представлен внешний вид с лицевой (слева) и тыльной стороны (справа) шкафа контроллеров управления стрелками (Ш-СТ-01), включающий в себя 23 микропроцессорных контроллера МКСТ-ПТ, (рис. 7а), модули питания (рис. 7б. в центре), устройства защиты МКСТ-ПТ от электромагнитных помех (рис. 7в, слева), а также соединительные устройства, тумблеры и автоматические выключатели.

В разработанной системе МПЦ используется двухпроводная схема микропроцессорного управления стрелочными электродвигателями постоянного тока без использования релейного пускового блока и типовая кабельная сеть стрелок.
На рис. 8 представлен внешний вид с лицевой (слева) и тыльной стороны (справа) шкафа контроллеров управления светофорами (Ш-СВ-01), включающий в себя 39 микропроцессорных контроллеров непосредственного управления светофорами МКСВ-П, МКСВ-М, МКСВ-АПС, МКСВ-ПР (для поездных, маневровых, переездных и предупредительных светофоров, а также маршрутних указателей МКСВ-ПМ, модули питания (рис. 8б, горизонтально в центре), устройства защиты контроллеров светофоров от электромагнитных помех (рис. 8б, внизу слева, рис 8в, слева), а также соединительные устройства, тумблеры и автоматические выключатели.

Для обеспечения функциональной безопасности МПЦ все контроллеры стрелок и светофоров также включены по варианту нагруженного дублирования с решающим элементом «И» с применением безопасных устройств согласования и перекрестного контроля работоспособности в смежных каналах резервирования.
На рис. 9 представлен шкаф кроссовый (Ш-КР-01), совмещенный с поворотной рамой для размещения релейного оборудования полуавтоматической блокировки и включения пригласительного огня на входном светофоре. Конструкция поворотной рамы изготовлена по заданию ООО «НПП САТЭП» и обеспечила минимальный объем и возможность расположения кросса и релейного оборудования в одном шкафу.


Электропитание системы МПЦ обеспечивает стойка питания СП-З, изготовленная ООО «Монада», по Техническому заданию ООО «НПП САТЭП». Внешний вид СП-3 приведен на рис. 10. Особенностью системы МПЦ является малое энергопотребление (до 3-х кВт), что позволяет использовать в стойке питания малогабаритные трансформаторы, даже с учетом увеличения централизуемых стрелок с 23 до 42 стрелок. Общая площадь, занимаемая стойкой питания СП-З составляет 1,0 м2 (1,8 х 0,625 м). Высота стойки питания СП-3 как и других шкафов управления 2,013 м.

На рис.11а приведен внешний вид специализированного щита выключения питания ЩВПУ-М, установленного в коридоре поста ЭЦ. Для возможности отключения напряжения 220В в аппаратном помещении (в том числе и бесперебойного), в ЩВПУ-М размещены все блоки бесперебойного питания (см. рис 11 б, слева). Для обеспечения грозозащиты МПЦ в нем располагается 1-й каскад ограничения уровней мощных электромагнитных помех. Последующий каскад защиты размещается в стойке питания СП-3.
Общая площадь, занимаемая шкафом ЩВПУ-М составляет 0,48 м2 (1,6 х 0,3м).
В рамках разработки проекта системы МПЦ определены размеры необходимых помещений МПЦ, с учетом развития станции до 42 централизованных стрелок, а также построено модульное здание поста ЭЦ (рис.12).


Комната дежурного по станции с размещением АРМ ДСП, оборудования радиосвязи, видеонаблюдения и оператора ЭВМ имеет площадь 15 м2 (6 х 2,5 м).
Аппаратное помещение с размещением шкафов управления (с возможностью в будущем размещения оборудования для централизации дополнительных 19 стрелок), стойки питания, постового оборудования громкоговорящей связи, АРМа электромеханика и расположения эксплуатационного штата СЦБ имеет площадь 28 м2 (6 х 4,8 м), коридор с размещением щита выключения питания ЩВПУ-М - 9,6 м2 (4 х 2,4 м). Всего на 42 централизуемых стрелки площадь поста ЭЦ – 52,6 м2.
Для реализации 2-го этапа строительства МПЦ (до 42 стрелок ЭЦ) в существующих шкафах управления предусмотрены места для дополнительного оборудования, поэтому в дальнейшем будет достаточно установки только 1-го нового шкафа управления (площадью 0,864 х 0,625 м, высотой 2,013 м) и дополнительных контроллеров управления и связи.

Введение в действие системы МПЦ на станции «Инженерная» позволило увеличить перерабатывающую способность станции на 20% практически с первых дней работы. При получении необходимого практического опыта эксплуатации оперативным и обслуживающим персоналом также дополнительно повысится готовность системы и безопасность движения поездов, а на переездах – снизятся нерациональные простои автотранспорта за счет более эффективного, своевременного управления закрытием и открытием переездов.
Для дальнейшего повышения объема принимаемых грузов и перерабатывающей способности станции необходимо выполнить корректировку технологии работы на станции, установку дополнительных стрелок, светофоров и счетных пунктов.
Учитывая, что базовые затраты на строительство МПЦ уже осуществлены (построено здание поста ЭЦ с освещением, отоплением и кондиционированием, установлены шкафы управления и электропитания, проложены внешние сети и частично кабельные магистрали), включение в централизацию дополнительных стрелок будет требовать меньших затрат в расчете на одну централизуемую стрелку как при капитальных вложениях, так и при эксплуатации системы МПЦ. При включении дополнительных стрелок в централизацию штат оперативного и эксплуатационного персонала будет практически не увеличиваться, затраты на электроэнергию, приобретение необходимых запасных приборов и принадлежностей будут изменяться также незначительно, но повышение возможностей и перерабатывающей способности станции и грузового порта в целом, оборота вагонов и локомотивов будут очевидными.