САТЭП / Новости / Завершены строительно-монтажные и пусконаладочные работы релейно-микропроцессорной системы электрической централизации ст.Рудная
30.01.2015
Завершены строительно-монтажные и пусконаладочные работы релейно-микропроцессорной системы электрической централизации ст.Рудная

30.01.2015
Завершены пусконаладочные работы микропроцессорных систем электрической централизации, переездной сигнализации, счета осей подвижного

11.02.2014
Особенности производства технических и программных средств системы МПЦ-С разработки ООО НПП САТЭП

1.02.2014
Завершены строительно-монтажные и пусконаладочные работы МПЦ станции «Инженерная» АО «СК «Авлита» (г. Севастополь, грузовой порт)

1.02.2014
Завершены строительно-монтажные работы МПЦ станции «Угольная» ОАО «Запорожсталь» (декабрь 2013 года)

1.02.2014
Введен в постоянную эксплуатацию новый пост МПЦ на станции «Транзитная»ООО «Димитровпогрузтранс»

11.04.2013
Завершена сертификация системы МПЦ разработки ООО "НПП "САТЭП"

31.03.2013
Завершены испытания на электромагнитную совместимость МПЦ

30.03.2013
Решение о серийном производстве МПЦ на базе НПП "САТЭП" и НПП "Хартрон-Энерго"

30.03.2013
Завершены приемочные испытания МПЦ станции «Угольная»

17.08.2012
Современный пост управления стрелками и сигналами МПЦ

31.12.2011
23.12.2011 введена в эксплуатацию МПЦ станция "Транзитная"

12.12.2011
Лидер отрасли 2011 в Украине

12.12.2011
Экспортер 2011 года в Украине

12.12.2011
Новое решение секции "СЦБ и компьютерные технологии на промышленном транспорте" 2011

9.11.2011
01.11.2011г. введена в эксплуатацию МПЦ станции «Полугорки» с интегрированной ПАБ и ЭССО

18.08.2011
Сертификация системы МПЦ НПП САТЭП

9.05.2011
Пуск в постоянную эксплуатацию МПЦ ст. Передача-Донецк (31 стрелка ЭЦ)

3.03.2011
4-я международная научно-практическая конференция EMC&S-R

28.01.2011
Номинация высшей школы Харьковщины

23.12.2010
Пуск новой станции МПЦ в Донецке отечественного производства

4.11.2010
6 недель постоянной эксплуатации новой системы ЭЦМ для АО "НК "КТЖ"

27.08.2010
Интеграция полуавтоматической блокировки ПАБ ГТСС с МПЦ

14.07.2010
Сертификация системы ЭЦ с микропроцессорным управлением

14.07.2010
Лицензия на генподряд в проектировании и строительстве

1.04.2010
Завершена разработка системы МПЦ-Ц с централизованным размещением аппаратуры без использования реле

28.01.2010
Выполнена поставка системы ЭЦМ(ММН) для ж.д. Казахстана

28.01.2010
Проведены курсы повышения квалификации по МПЦ-Д

5.11.2009
4 ноября - День железнодорожника. МПЦ ст.Полугорки Ясиновского КХЗ.

2.10.2009
МПЦ НПП САТЭП: год успешной эксплуатации

7.09.2009
Инвест-Украина представляет НПП САТЭП

4.09.2009
Вестник Металлургтранса и Союзгрузпромтранса России

Завершена сертификация системы МПЦ разработки ООО "НПП "САТЭП"
21.03.2013 г. завершена сертификация системы микропроцесорной централизации стрелок и сигналов разработки ООО «НПП «САТЭП» в государственной системе сертификации УкрСЕПРО (Украина).

Сертификат соответствия UA1.110.0055903-13 выдан Харьковским органом по сертификации железнодорожного транспорта* и подтверждает, что система МПЦ-С обеспечивает выполнение:
- требований 4-го, наиболее жесткого уровня по функциональной безопасности согласно ДСТУ 4178-2003, включая ее подтверждение при воздействии электромагнитных помех;
 - требований 3-й степени жесткости по электромагнитной совместимости, согласно ДСТУ 4151-2003 по всем необходимым видам электромагнитных помех;
- требований по электробезопасности согласно ГОСТ 12.2.007.0-75;
- требований Памятки Организации сотрудничества железных дорог (ОСЖД)** Р-844 «Эксплуатационно-технические требования к системам микропроцесорной и релейно-процессорной централизации» (ОСЖД).

Система МПЦ-С включает в себя технические средства:
 - централизованного, децентрализованного и смешанного расположения управляющего оборудования;
- непосредственного микропроцессорного управления (без реле 1 класса надежности) как стрелочными двигателями постоянного тока (по двухпроводной схеме), так и стрелочными двигателями переменного тока (по пятипроводной схеме). Управление и контроль соответственно обеспечивают контроллеры стрелок МКСТ-ПТ и МКСТ-АС;
- непосредственного управления (без реле 1 класса надежности) маневровыми, входными, выходными и маршрутными светофорами. Управление и контроль соответственно обеспечивают микропроцессорные контроллеры светофоров МКСВ-М и МКСТ-П различных модификаций;
- непосредственного управления (без реле 1 класса надежности) светофорами и другими устройствами переездной сигнализации. Управление и контроль соответственно обеспечивают микропроцессорные контроллеры светофоров МКСВ-АПС;
- контроля свободности и процентного заполнения путевых участков на базе подсистемы счета осей подвижного состава (без реле 1 класса надежности). В состав счетных пунктов указанной подсистемы входят напольные, встроенные в рельсовые датчики, контроллеры РД-СAN и микропроцессорные контроллеры МКРД, передающие непосредственно информацию в ЭВМ зависимостей МПЦ через специализированные контроллеры связи;
 - контроля свободности путевых участков на базе рельсовых цепей;
- увязки со смежными станциями или перегонными устройствами СЦБ (включая полуавтоматическую и автоматическую блокировку);
 - увязки с технологическим оборудованием станции (вагоноопрокидывателями, толкателями вагонов, технологической сигнализацией и т.п).

Система МПЦ-С позволяет использовать типовую кабельную сеть стрелок, сигналов и рельсовых цепей (при использовании подсистемы счета осей подвижного состава с лучевой магистральной структурой - частично).

Примечания:
1. Харьковский орган по сертификации железнодорожного транспорта входит в перечень организаций, внесенных в Реестр признанных Советом по железнодорожному транспорту государств- участников Содружества организаций, аккредитованных на право проведения работ по оценке соответствия железнодорожной продукции.

2. Организация сотрудничества железных дорог (ОСЖД) – межправительственная организация по железнодорожному транспорту, в которой участвуют 27 стран: Азербайджан, Албания, Беларусь, Болгария, Венгрия, Вьетнам, Грузия, Иран, Казахстан, Китай, КНДР, Куба, Киргизия, Латвия, Литва, Молдова, Монголия, Польша, Россия, Румыния, Словакия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина, Чехия и Эстония. Кроме того, в качестве наблюдателей в ОСЖД участвуют Немецкая (ДБ АГ), Французская (СНЦФ), Греческая (ОСЕ), Финская (ВР), Сербская (ЖС) железные дороги и ЗАО "Железная дорога Дьёр - Шопрон – Эбенфурт" (ЗАО ДьШЭВ).


Особенности сертификации системы МПЦ-С:

Сертификация системы МПЦ-С на безопасность функционирования, в соответствии с требованиями национальных и зарубежных стандартов, стала возможной только после завершения достаточно длительных ее испытаний в условиях эксплуатации, а также некоторых корректировок в аппаратном и программном обеспечении МПЦ, которые были введены для повышения эффективности ее работы. Так, эксплуатационнные испытания подтверждены положительной эксплуатацией систем МПЦ станций «Передача-Донецк» (с ноября 2010 г.), «Транзитная» (с декабря 2011 г.) «Полугорки» (с ноября 2011 г.), поста «Южный» (с сентября 2008г.) с различными вариантами построения системы (централизованный, децентрализованный и смешанный) и схемами управления стрелочными электроприводами. При испытаниях также учитывались результаты эксплуатации систем ЭЦ с релейно-микропроцессорным управлением, разработанные ООО «НПП «САТЭП», и введенные в эксплуатацию на железнодорожном транспорте Украины и Казахстана с 2006 г.

Испытания и сертификация выполнялись на всех необходимых этапах доказательства безопасности согласно национальных стандартов Украины, нормативных документов России и международных стандартов по микроэлектронным системам СЦБ (включая стандарты МЭК 61508, EN50126, EN 50128, EN 50129, EN 50121):
 - расчет и оценка показателей функциональной безопасности;
 - испытания с использованием имитационных моделей на ЭВМ;
- стендовые испытания аппаратного и программного обеспечения, включая испытания на электромагнитную совместимость;
- испытаний в условиях эксплуатации;
- экспертные оценки безопасности системы МПЦ.

Результаты проведенных работ позволяют выделить некоторые особенности сертификации системы МПЦ

1. Расчетные показатели безопасности соответствуют наиболее жесткому уровню безопасности не только по ДСТУ 4178, но и по всем вышеперечисленным стандартам (SIL4);

2. Наличие открытой полной конструкторской и другой документации на технические и программные средства управления и контроля позволяет не только выполнить количественные расчеты показателей безопасности, но и обеспечить качественные требования по безопасности международных стандартов, например, исследовать влияние на безопасность функционирования МПЦ такого важного фактора как топология расположения проводников на печатных платах, расстояний как между ними, так и между контактами разъемов; учесть влияние программного обеспечения ЭВМ зависимостей и микропроцессорных контроллеров на безопасность МПЦ в целом и т.п. Разработчиком всех контроллеров управления и контроля и системы МПЦ в целом является ООО «НПП «САТЭП», представляющее для расчета и экспертизы функциональной безопасности всю необходимую конструкторскую документацию по изделиям МПЦ ( в отличие от многих изготовителей микропроцессорных контроллеров). При этом необходимо учитывать, что даже наличие сертификатов соответствия по функциональной безопасности отдельных типов контроллеров АСУТП не обеспечивает необходимой безопасности всей системы при их компоновке в комплекс МПЦ, как по аппаратной, так и по программной составляющей (также как и реле 1-го класса надежности может не обеспечивать безопасность системы при его включении транзистором или использования для ответственных функций его тыловых контактов);

3.Учитывая, что расчеты функциональной безопасности не в полной мере достоверно учитывают все  факторы влияния на МПЦ, обязательным условием подтверждения безопасности любой системы МПЦ являются стендовые и имитационные испытания на функциональную безопасность. Для сертификации системы МПЦ-С разработаны методики имитационных, стендовых и комплексных испытаний на безопасность и работоспособность, в том числе при воздействии электромагнитных помех. Разработаны имитационные модели на ПЭВМ, робот-тестеры для ускоренных испытаний, комбинированные испытательные комплексы, включающие в себя как имитационные модели, так и отвечающие за безопасность технические средства системы. Для исключения незаконного использования разработанных программно-технических испытательных комплексов зарегистрированы интеллектуальные права:
- на компьютерные программы и техническую документацию - свидетельства Государственного департамента интеллектуальной собственности Украины;
- на технические средства - соответствующие патенты.
Объемные протоколы испытаний (несколько сотен страниц методик и протоколов) подтверждают безопасность функционировнаия разработанной системы МПЦ с различными структурами и техническими средствами для ее построения.

4.Учитывая, что на высокий уровень функциональной безопасности, согласно национальных и международных требований по железнодорожной автоматике, могут претендовать только системы МПЦ с различным программным обеспечением в разных каналах резервирования, структура центрального управляющего ядра системы МПЦ построена по мажоритарному варианту «2» из «3» с различным программным обеспечением в трех каналах резервирования;

5.Учитывая, что для доказательства функциональной безопасности МПЦ обязательным является выполнение требования по открытости ее программного обеспечения, в том числе используемой операционной системы, с начала разработки микропроцессорных систем управления стрелками и сигналами (с 2002 г.) на предприятии используется операционная система реального времени QNX , имеющая необходимые документы по открытости исходных кодов и отсутствии недопустимых вложений в программное обеспечение. При изготовлении программно-технических средств на предприятии разработана технология проверки и контроля установки разрешенных, испытанных на безопасность и отсутствие недопустимых вложений, версий программного обеспечения как в ЭВМ зависимостей, так и в программируемые контроллеры МПЦ.

6. Учитывая, что важным фактором эффективности системы МПЦ является возможность расширения функций системы и снижение числа переходов в режим использования ответственных команд, когда значительно снижается безопасность движения поездов, при испытаниях МПЦ большое значение уделялось испытаниям на правильность выполнения технологических алгоритмов и работоспособность при воздействии различных факторов.

7. При испытаниях системы МПЦ проводилась проверка работоспособности и функциональной безопасности (ФБ) при воздействии необходимых видов электромагнитных помех, которые показали, что система МПЦ согласно протокола сертификационных испытаний НИПКИ «Молния» НТУ «ХПИ» невосприимчива к воздействию:
- наносекундных импульсных помех (НИП) в цепях первичного электропитания и во внешних интерфейсных цепях по п.5.1 ДСТУ 4151-2003 и ДСТУ IEC 61000-4-4:2008, а также соответствует требованиям п.11 ДСТУ 4178-2003 в части ФБ при воздействии НИП;
- всплесков напряжения и тока (МИП) в цепях первичного электропитания и во внешних интерфейсных цепях по п.5.2 ДСТУ 4151-2003 и ДСТУ IEC 61000-4-5:2008, а также соответствует требованиям п.11 ДСТУ 4178-2003 в части ФБ при воздействии МИП;
 - электростатических разрядов (ЭСР) по п.5.3 ДСТУ 4151-2003 и ДСТУ IEC 61000-4-2:2008, а также соответствует требованиям п.11 ДСТУ 4178-2003 в части ФБ при воздействии ЭСР;
 - динамических изменений напряжения (ДИН) сети электропитания по п.5.4 ДСТУ 4151-2003 и ДСТУ IEC 61000-4-11:2007, а также соответствует требованиям п.11 ДСТУ 4178-2003 в части ФБ при воздействии ДИН;
- радиочастотных электромагнитных полей излучения (ЭМПРЧ) по п.5.5 ДСТУ 4151-2003 и ДСТУ IEC 61000-4-3:2008 и к высокочастотным электромагнитным полям от цифровых телефонов (ВЭМПЦТ) по п.5.6 ДСТУ 4151-2003 и ДСТУ IEC 61000-4-3:2008, а также соответствует требованиям п.11 ДСТУ 4178-2003 в части ФБ при воздействии ЭМПРЧ и ВЭМПЦТ;
- коммутационных помех малой мощности (КПМЭ) в цепях первичного электропитания и во внешних интерфейсных цепях по п.5.8 ДСТУ 4151-2003, а также соответствует требованиям п.11 ДСТУ 4178-2003 в части ФБ при воздействии КПМЭ.


Указанные виды и уровни жесткости электромагнитной совместимости (ЭМС) соответствуют не только национальным стандартам Украины по ЭМС систем железнодорожной автоматики, но и подобным российским и другим международным стандартам по ЭМС (например, ГОСТ Р 50656, европейскому стандарту EN50121, стандарту Международной электротехнической комиссии МЭК 61000-4).

8. Испытания системы МПЦ в различных, очень жестких условиях эксплуатации на ряде ж.д. станций показали, что за длительный период эксплуатации не были выявлены случаи опасных отказов не только системы в целом, но и отдельных каналов резервирования ЭВМ зависимостей и управляющих контроллеров. Микропроцессорные комплектующие элементы, используемые с 2002 г. в достаточно большом количестве предприятием НПП "САТЭП" в других эксплуатируемых системах СЦБ, показали на отсутствие опасных отказов контроллеров, работающих в муфтах, путевых ящиках и других напольных и постовых объектах.

 9.Экспертные оценки безопасности системы МПЦ, выданные рядом организаций, - положительные.

10. Для более полного подтверждения безопасности функционирования системы МПЦ специалистами ООО "НПП "САТЭП" разработаны методы контроля и обеспечения безопасности в условиях ее постоянной эксплуатации, в т.ч. и в случае появления недопустимых ситуаций или новых факторов, влияющих на безопасность. К ним относятся:
 - появление новых видов и источников электромагнитных помех (как непредсказуемых, так и предсказуемых - мобильных телефонов с другой несущей частотой и мощностью, других видов электроподвижного состава и т.п.);
 - недопустимое влияние ударных воздействий на эксплуатационную интенсивность опасных отказов отдельных элементов МПЦ (превышающих расчетные значения, по которым произведен допуск системы в эксплуатацию) и, как следствие, на всю систему МПЦ в целом. К таким ударных недопустимым воздействиям относятся: перенапряжения, вызванные отказами средств грозозащиты; повышение температуры из-за отказа средств вентиляции и кондиционирования; повышение влажности из-за попадания в технические средства воды или ее непосредственное влияние на возможность несанкционированного замыкания ответственных цепей управления или контроля; влияние электропроводной пыли, в т.ч. при отказе или неправильной эксплуатации соответствующих средств защиты.

Разработанная организационно-техническая система назначения допуска по наработке до опасного отказа каждого канала резервирования, контроля появления и устранения опасных отказов в разных каналах резервирования системы МПЦ позволяет прогнозировать и обеспечивать ее безопасную работу в период эксплуатации.