САТЭП / Новости / Завершены строительно-монтажные и пусконаладочные работы релейно-микропроцессорной системы электрической централизации ст.Рудная
30.01.2015
Завершены строительно-монтажные и пусконаладочные работы релейно-микропроцессорной системы электрической централизации ст.Рудная

30.01.2015
Завершены пусконаладочные работы микропроцессорных систем электрической централизации, переездной сигнализации, счета осей подвижного

11.02.2014
Особенности производства технических и программных средств системы МПЦ-С разработки ООО НПП САТЭП

1.02.2014
Завершены строительно-монтажные и пусконаладочные работы МПЦ станции «Инженерная» АО «СК «Авлита» (г. Севастополь, грузовой порт)

1.02.2014
Завершены строительно-монтажные работы МПЦ станции «Угольная» ОАО «Запорожсталь» (декабрь 2013 года)

1.02.2014
Введен в постоянную эксплуатацию новый пост МПЦ на станции «Транзитная»ООО «Димитровпогрузтранс»

11.04.2013
Завершена сертификация системы МПЦ разработки ООО "НПП "САТЭП"

31.03.2013
Завершены испытания на электромагнитную совместимость МПЦ

30.03.2013
Решение о серийном производстве МПЦ на базе НПП "САТЭП" и НПП "Хартрон-Энерго"

30.03.2013
Завершены приемочные испытания МПЦ станции «Угольная»

17.08.2012
Современный пост управления стрелками и сигналами МПЦ

31.12.2011
23.12.2011 введена в эксплуатацию МПЦ станция "Транзитная"

12.12.2011
Лидер отрасли 2011 в Украине

12.12.2011
Экспортер 2011 года в Украине

12.12.2011
Новое решение секции "СЦБ и компьютерные технологии на промышленном транспорте" 2011

9.11.2011
01.11.2011г. введена в эксплуатацию МПЦ станции «Полугорки» с интегрированной ПАБ и ЭССО

18.08.2011
Сертификация системы МПЦ НПП САТЭП

9.05.2011
Пуск в постоянную эксплуатацию МПЦ ст. Передача-Донецк (31 стрелка ЭЦ)

3.03.2011
4-я международная научно-практическая конференция EMC&S-R

28.01.2011
Номинация высшей школы Харьковщины

23.12.2010
Пуск новой станции МПЦ в Донецке отечественного производства

4.11.2010
6 недель постоянной эксплуатации новой системы ЭЦМ для АО "НК "КТЖ"

27.08.2010
Интеграция полуавтоматической блокировки ПАБ ГТСС с МПЦ

14.07.2010
Сертификация системы ЭЦ с микропроцессорным управлением

14.07.2010
Лицензия на генподряд в проектировании и строительстве

1.04.2010
Завершена разработка системы МПЦ-Ц с централизованным размещением аппаратуры без использования реле

28.01.2010
Выполнена поставка системы ЭЦМ(ММН) для ж.д. Казахстана

28.01.2010
Проведены курсы повышения квалификации по МПЦ-Д

5.11.2009
4 ноября - День железнодорожника. МПЦ ст.Полугорки Ясиновского КХЗ.

2.10.2009
МПЦ НПП САТЭП: год успешной эксплуатации

7.09.2009
Инвест-Украина представляет НПП САТЭП

4.09.2009
Вестник Металлургтранса и Союзгрузпромтранса России

Современный пост управления стрелками и сигналами МПЦ

Завершена реконструкция современного поста управления стрелками и сигналами  с системой микропроцессорной централизации стрелок и сигналов МПЦ-С разработки ООО «НПП «САТЭП» с централизованным размещением оборудования на станции "Передача-Донецк"

Система МПЦ-С разработана ООО «НПП САТЭП» на базе  опыта эксплуатации 2-х систем МПЦ с децентрализованным размещением контроллеров стрелок, светофоров и переездов со 100% исключением реле и рельсовых цепей. При этом был учтен опыт разработки ряда релейно-микропроцессорных систем электрической централизации, стрелок и сигналов, введенных в постоянную эксплуатацию на промышленном транспорте Украины и магистральном ж.д. транспорте Республики Казахстан с 2006 по 2011 годы.
Система микропроцессорной системы управления стрелками и сигналами с централизованным размещением оборудования (МПЦ-С) впервые введена в постоянную эксплуатацию 04.05.2011 г. на станции «Передача-Донецк» ЗАО «Донецксталь-металлургический завод» (рис.1).



Рис.1 Станция «Передача-Донец после реконструкции

В системе МПЦ -С для управления стрелками и сигналами полностью исключено использование релейной аппаратуры и рельсовых цепей. Она обеспечивает централизованное управление 31 стрелкой со стрелочными электродвигателями переменного тока и 54 светофорами (3 входными, 2 выходными, 12 маршрутными и 37 маневровыми светофорами), контролирует 42 путевых стрелочных и бесстрелочных участка при помощи 120 рельсовых датчиков подсистемы счета осей подвижного состава.
Все управляющее и коммуникационное оборудование размещено в 6-ти шкафах МПЦ (600х8000х2200мм) в релейном помещении поста ЭЦ и включает в себя (рис.2):
- шкаф ЭВМ зависимостей,
- шкаф контроллеров связи и ввода-вывода дискретных сигналов;
- шкаф контроллеров стрелок;
- шкаф контроллеров светофоров;
- шкаф типовой релейной увязки со смежной станцией «Донецк-пасс. (8 стыков);
- кроссовый шкаф;
Гарантированное электроснабжение обеспечивает стойка питания СП-2.


2a                                                                        2б

                                    Рис.2. Внешний вид шкафов МПЦ                                               

                             
Рис.2а.
- шкаф ЭВМ зависимостей - на переднем плане справа;
- шкаф контроллеров связи и ввода-вывода дискретной информации - на переднем плане слева;
- шкаф контроллеров стрелок - на заднем плане 1-й слева;
- шкаф контроллеров светофоров - на заднем плане 2-й слева;
- шкаф типовой релейной увязки со смежной станцией «Донецк-пасс. (8 стыков) - на заднем плане 3-й слева;
- кроссовый шкаф на заднем плане 4-й слева;

 Рис.2б
- шкафы ЭВМ зависимостей и контроллеров связи (вид сзади) – справа;
- стойка питания СП на заднем плане справа;
- шкаф для ЗИП и документации - на заднем плане слева/

Управляющий центр МПЦ построен на 3-х ЭВМ промышленного исполнения (ЭВМ зависимостей 1-го , 2-го и 3-го каналов резервирования) по варианту мажоритарного резервирования «2» из «3» (рис. 3, справа). Применение такой структуры обеспечивает необходимую безопасность и отказоустойчивость.


Рис. 3.Оборудование шкафа ЭВМ зависимостей (справа);
шкафа контроллеров связи и ввода-вывода дискретной информации (слева)

Для достижения высокого уровня функциональной безопасности согласно международных стандартов по СЦБ в ЭВМ зависимостей используется различное программное обеспечением, которое написано разными группами разработчиков.
ЭВМ зависимостей выполняют следующие задачи: обеспечивают все логические зависимости электрической централизации; выполняют проверку необходимых условий функциональной безопасности системы; обработку информации, поступающей от аппаратуры верхнего и нижнего уровней; формируют выдачу управляющих воздействий на элементы системы; обеспечивают контроль текущего состояния всех устройств МПЦ; формируют архив состояния всех устройств системы и действий оператора в виде «черного ящика»; предоставляют диагностическую информацию; контролируют работоспособности объектных контроллеров; выполняют анализ корректности запросов на управляющие воздействия от оператора.
Программное обеспечение всех ЭВМ МПЦ выполнено на базе операционной системы реального времени (ОСРВ) QNX, которая считается наиболее надежной и безопасной в мире. Ядро ОСРВ QNX Neutrino сертифицировано Международной Электротехнической Комиссией (IEC) на соответствие стандарту 61508 согласно степени интеграции по безопасности Safety Integrity Level 3 (SIL3). ОС QNX применяется в государственных оборонных ведомствах США и России, в системах управления ядерных реакторов, в медицинском оборудовании, в автомобилестроении, машиностроении, в металлургической промышленности, и других приложениях, где основное значение уделяется безопасности и надежности. Государственная техническая комиссия при Президенте РФ выдала сертификат, удостоверяющий, что операционная система реального времени QNX 4.25 проверена по 2 уровню контроля отсутствия недекларированных возможностей. Также ОСРВ QNX прошла сертификацию на соответствие стандарту POSIX PSE52 Realtime Controller 1003.13-2003 System для систем управления реального времени. Сертификат подтверждает, что гарантирует переносимость исходного кода и предсказуемость времени отклика, требуемого в строго ограниченных во времени приложениях. В настоящее время ОСРВ QNX является полностью открытой операционной системой.
Связь ЭВМ зависимостей с микропроцессорными контроллерами стрелок, светофоров и рельсовых датчиков осуществляется по двухпроводной лучевой структуре при помощи встраиваемых в ЭВМ САN–плат, а также коммутаторов связи, обеспечивающих необходимое сравнение, мажоритирование и дальнейшую передачу сигналов управления и контроля. Оборудование шкафа контроллеров связи и ввода-вывода дискретной информации представлено на рис. 3 слева (см. выше). Для обеспечения необходимой функциональной безопасности все контроллеры построены по варианту общего нагруженного дублирования «2» из «2» с решающим элементом «И» и расчетным временем периодического контроля исправной и безопасной работы каждого канала резервирования.
Для непосредственного контроля и управления объектами МПЦ использованы микропроцессорные контроллеры стрелок и светофоров, которые также включены по варианту общего нагруженного дублирования «2» из «2» с безопасным решающим элементом «И» (рис.4).
В системе МПЦ использована пятипроводная схема управления стрелкой со стрелочными двигателями переменного тока без типовых стрелочных пусковых блоков, что позволило программно обеспечить «мягкий» режим движения остряков стрелочного перевода без ударных воздействий в конце перевода стрелки.
Централизованное управление при помощи микропроцессорных контроллеров светофоров позволяет управлять 3 входными, 2 выходными, 12 маршрутными и 37 маневровыми светофорами, а также обеспечить контроль основных и резервных нитей как в горячем, так и в холодном состояниях.



Рис. 4.Оборудование шкафов контроллеров:
стрелок - слева; светофоров – справа.

Оборудование шкафа типовой релейной увязки со смежной станцией «Донецк-пасс. на 8 стыков и кроссового шкафа представлено на рис. 5.



Рис.5. Оборудование шкафа типовой релейной увязки со смежной станцией
«Донецк-пасс.» на 8 стыков (слева); кроссового шкафа (справа)

Система электропитания МПЦ
Для обеспечения качественного и гарантированного электропитания системы МПЦ совместно с предприятием «Монада» разработана стойка питания СП-2. (рис.6а справа, рис 7. Для размещения ЗИП и документации используется соответствующий шкаф (рис 6а слева, рис. 6б).

                                                                            а)                                 б)

Рис. 6.Стойка питания СП-2. (рис 6а справа),
шкаф для размещения ЗИП и документации (рис 6а слева, рис. 6б)



Рис. 7 . Оборудование стойки питания СП-2
(внизу трансформаторы питания на всю станцию, расчет на 40 стрелок МПЦ)

К основным функциям и преимуществам данной питающей относятся:
- контроль параметров качества напряжения внешних источников;
- контроль изоляции;
- контроль отключения автоматических выключателей;
- измерение входных и выходных параметров электропитания;
- диагностика состояния аппаратуры питающей установки;
- возможность применения в ИБП необслуживаемых аккумуляторных батарей со сроком службы батарей 5-10 лет, что позволяет сократить работы по техническому обслуживанию и улучшить условия труда эксплуатационного персонала;
- использование резервируемой структуры включения источников бесперебойного питания;
- использование в питающей установке аппаратуры мировых лидеров электротехнического оборудования: Дженерал Электрик, Шнайдэр Электрик, АББ и других.

Микропроцессорная подсистема контроля путевых участков на базе счета осей подвижного состава.
В системе МПЦ полностью исключены рельсовые цепи, контроль свободности и фактического заполнения путевых участков производится встроенной подсистемой счета осей при помощи рельсовых датчиков РД-1К (рис.8, слева) и микропроцессорных контроллеров рельсовых датчиков МКРД-1К (рис.8, справа). На каждом путевом участке в любой момент времени на АРМ ДСП имеется информация по числу осей (в .т.ч. и динамическая – при движении поезда), что позволяет принимать решение по его реальной или ложной (недостоверной) занятости.


Рис. 8. Напольное оборудование подсистемы счета осей подвижного состава:
- слева - рельсовый датчик с креплением под подошву рельса;
- справа - микропроцессорные контроллеры рельсовых датчиков МКРД-1К,
установленные в муфте (чаще установка производится в путевом ящике)

Отличительные особенности системы контроля путевых участков на базе счета осей разработки ООО «НПП «САТЭП» от аналогичных систем следующие:
1) микропроцессорные контроллеры рельсовых датчиков (МКРД) соединяются с аппаратурой центрального поста 4-х проводной линией. Два провода используются для организации канала связи, а два провода – для обеспечения энергоснабжения напольной аппаратуры.
2) к одной 4-х проводной линии может подключаться до 10 комплектов напольных устройств (в зависимости от удаленности от центрального поста);
Например: для станции в 30 стрелок необходимо порядка 120 датчиков, это 60 счетных пунктов (1 счетный пункт – 2 рельсовых датчика при двухканальном исполнении), приблизительно 7 лучей, что составляет 56 проводов.
3) пониженное энергопотребление полевыми устройствами (мощность, потребляемая одним датчиком и одним МКРД не более 2,0 Вт);
4) информация от МКРД через коммутаторы линий связи (КЛС-2) поступает непосредственно в ЭВМ зависимостей системы МПЦ, где на программном уровне происходит обработка данных и вычисление свободности или занятости контролируемых участков.
5) при сбоях в системе СКПУ (превышение предельно допустимых интервалов сеансов связи, воздействие посторонних металлических предметов в контролируемой зоне датчика или других причин), ДСП имеет возможность с помощью технических средств АРМ ДСП ввести следующие команды: «Искусственное освобождение участка», «ручная установка количества осей на участке». Реализация данных команд выполняется на программном уровне с соблюдением необходимых условий безопасности и необходима для оперативного устранения кратковременных сбоев системы СКПУ.
6) диагностика рельсовых датчиков (уровень напряжений на датчиках, наличие колеса над датчиком, количество проследовавших над датчиком осей, наличие «Аварии» и т.д.) возможна с АРМ ШН как в реальном масштабе времени, так и в режиме «просмотра истории».

 


Микропроцессорная подсистема полуавтоматической блокировки

В состав системы МПЦ входит встроенная микропроцессорная подсистема полуавтоматической блокировки между станцией Передача-Донецк» и ст. Сортировочная» на базе цифрового радиоканала с передачей информации о свободности двухпутного перегона, Контроль перегона осуществляется подсистемой счета осей подвижного состава (рис.9).
Работу этой подсистемы обеспечивают контроллер логических зависимостей ПАБ (КЛЗ), модуль связи с радиоканалом (МСРК), микропроцессорные путевые приемники (МПП-2), модули питания МП-1, включенные по двухканальному варианту с применением устройства безопасного согласования (УСО). 


[Image]

Рис.9 



Микропроцессорные системы диспетчерского контроля за движением поездов и работой устройств МПЦ

Система МПЦ обеспечивает работу микропроцессорных систем диспетчерского контроля за движением поездов и работой устройств МПЦ как со стороны завода в едином центре управления перевозками (рис.10, слева), так и со стороны прилегающей станции «Донецк-пасс.» у дежурного по этой станции (рис.10, справа). Передача информации на смежную станцию позволяет более эффективно управлять движением поездов, т.к. между смежными станциями имеется 8 стыков и производится большой объем поездной и маневровой работы.

                    [Image]                
Рис.10

Автоматизированное место дежурного по станции (АРМ ДСП)

Выполнено по варианту нагруженного дублирования «2» из «2» с решающим элементом «ИЛИ» для штатного режима управления и с решающим элементом «И» для ввода ответственных команд (рис. 11). 

                                 

a)                                             б)   

[Image]                         [Image]                       

         в)                                                 г)

Рис.11 Внешний вид:
всего АРМ ДСП (а, б), 1-го и 2-го ЭВМ АРМ ДСП (в. г) 

Для диагностики системы МПЦ используется АРМ электромеханика с расширенными функциональными возможностями (рис.12).

Рис.12 Внешний вид АРМ электромеханика


Для уменьшения объема кабельно-проводниковой продукции удаленный район станции (бывшая смежная станция «Александровка») управляется контроллерами стрелок и светофоров, расположенных в шкафу управления на старом посту ЭЦ этой станции. Связь этих удаленных контроллеров с ЭВМ зависимостей также осуществляется по двухпроводным стрелочным и светофорным магистралям.
Введение в опытную эксплуатацию 1-ой очереди МПЦ с управлением основополагающей части станции был осуществлено в ноябре 2010 г., а всей станции - в марте 2011г. Весь комплекс МПЦ был введен в постоянную эксплуатацию 04.05.2101г.
На рис. 13 представлена структура системы МПЦ для ст. Передача-Донецк, на рис.14 –подсистема контроля путевых участков методом счета осей.


Рис.13